- Ремонт магнитофона KENWOOD KDC-M4524, замена усилителя TDA7560 на TDA7381
- Заменил усилитель на TDA7560 и конденсатор + выпаял линейники + установка саба
- Микросхема-усилитель tda7833
- Характеристики микросхемы TDA7388
- Схема усилителя на tda7388
- Аналоги микросхемы tda7388
- Как это было на практике
- С чего все началось
- Схема усилителя на tda7388
- Апгрейд заменой микросхемы
Ремонт магнитофона KENWOOD KDC-M4524, замена усилителя TDA7560 на TDA7381
Принес мне знакомый на ремонт магнитофон KENWOOD KDC-M4524. Подключив к нему питание от этого стабилизированного блока питания, магнитофон не подал признаков жизни. Предохранитель оказался сгоревшим. Вывод стазу сгоревший усилитель.
Разобрав магнитофон, сразу обнаружилась перегоревшая дорожка и всдутый электролит в питании. Запаял дорожку перемычкой, электролит заменил, а вместо предохранителя лампа 12В. Пуск прошел удачно, Убираю лампу. Подключаю на прямую. Дисплей работает, диски читает, но звука нет. Начал искать причину почему нет звука
Первым делом нашел схему магнитофона KENWOOD KDC-M4524, оказалось собран усилитель на TDA7560. Хорошо что на схеме есть контрольные токи, так что даташит на TDA7560 не нужен.
Схема контрольных токов на TDA7560
Первым делом проверяю наличие напряжения на выходах MUTE 22 нога и ST-BY 4 нога. На выходе 22 — 4,2В, на выходе 4 – 4,99В.
Странно это, напряжения в норме. Начал проверять между выходами на колонки.
3 усилка показали норм напряжение, а на одном напряжение было на 2 вольта меньше. Подумал, что дело во входе усилка, но там все было в порядке. Сначало проверил входящее напряжение переменным вольтметром, а следом и отдельным усилком. Значит все таки накрылся усилитель
Для облегчения труда старенькую микросхему выкусываю бокорезами, а ножки по одной выпаиваю с помощью иголки
Так как у меня небыло микросхем TDA7560, начал искать чем можно заменить. Из старых мафонов осталась одна микросхема TDA7381. Разница между ними оказалась лишь в 25 ноге. На TDA7381 она не используется, а на TDA7560 это ножка управляет чем-то. Но это в принципи не важно, потому что в этом магнитофоне она тоже не используется. Смело ставлю
Случилось у меня несчастье во время выпайки микросхемы, случайно оторвал ножку питания. Но не до основания, а маленький кончик остался. На него удачно припаял проводок для подключения к плюсовой шине
Все собрал в кучу и запустил магнитофон. Все заработало.
Замену делал наверно с недели 2 назад, на днях видел этого человека. Магнитофон работает безотказно. Кстати глядел даташиты, так же можно TDA7560 заменить на TDA7384 TDA7385 TDA7386 TDA7381. Только смотрите за 25 ногой и сопротивлением нагрузки. И еще я уже писал об усилителе на TDA7386, может кому интересно будет
Заменил усилитель на TDA7560 и конденсатор + выпаял линейники + установка саба
Выжимаем качество из штатной монохромной магнитолы путем замены усилителя на TDA7560 и заменой конденсатора на каскаде питания + ищем приключения на свою задницу))) как же без этого.
——————————————————————————————————————————
Не занимайтесь ерундой. На штатной магнитоле достаточно выпаять линейники, большего по звуку из неё не выжать. Пустая трата денег и сил!
——————————————————————————————————————————
Идея замены усилителя была подкинута вот этой статьёй www.drive2.ru/l/3243432/
Начал с замены конденсатора (стабилизация питания)
Был куплен конденсатор большей ёмкости 4700mF x 35V
Ничего сложного))) Главное не перепутать полярность. Все остальные емкости как в статье — это лишнее. Дальше веселее…
Решил не изобретать велосипед и как многие удалил старую микросхему путем откусывания кусачиками её ног. Остатки выпаиваем паяльником с узким жалом (я использовал паяльник на 40W). Дырки под новую микросхему чистил вакуумным отсосом припоя. Работка кропотливая, у меня ушло где то 1 час. Не забываем про термопасту. Я использовал КПТ-8.
А теперь то, из-за чего я поимел немного проблем.
Выпаиваем линейники для усилителя сабвуфера.
Мне нужно было выпаять 2 канала. Неважно зад или перед.
Читал вот тут www.drive2.ru/l/3641752/
Предлагаю свою схему ниже
Линейники паял без сопротивлений, там и так очень слабый сигнал. Предусилитель потом использовать не хотел, но всё таки поставил. Но вот общую землю подпаивал через предохранитель на 1А, это лишним точно не будет.
Линейники сразу паял по первому варианту (синие кружочки). Точки очень маленькие, подпаиваться очень неудобно. Пайка получается очень хлипкая. Риск повредить дорожку очень высок, особенно если немного дернуть проводок при обратной сборке. Так у меня и вышло. Когда магнитола была установлена обратно в автомобиль, ничего не предвещало беды. Всё включилось и музыка заиграла. Я обрадовался благоприятному исходу, как вдруг в задних динамиках начались хлопки и потрескивания. Перед играл хорошо.
Не буду описывать свои моральные истязания… Думал и на микросхему и на пайку, причина оказалась в микроповреждении дорожки где подпаивал линейных выход. Эта мелкая точка немного оторвалась, увидел только через лупу.
Дорожка была восстановлена, начал думать куда запаяться понадежнее. Посмотрев куда ведут дорожки решил запаяться у конденсаторов (красные кружки). Совсем другое дело. Паять проще и намного крепче. Повредить что то очень тяжело. Победа)
Для линейников я использовал обычный аудио-кабель без экрана. Никаких наводок нет!
Сигнал на включение усилителя брал с 18 ноги разъёма
Всё работает отлично. Усилитель включается только когда включена магнитола. Нет привязки к ключу.
Сабвуфер поставил себе Sony Xplod 1300w
Усилитель Kicx AD 1.400
Плюс от АКБ вел под левым порогом. Минус брал с болта крепления заднего дивана.
Аудио кабели и кабель на REM вел под правым порогом.
А теперь вопрос который мучает многих: Не будет ли тихо играть саб?
Саб играет хорошо. GAIN на усилителе выкручен на 50%, всякие улучшайзеры низких частот типа bass boost отключены. Для комфортного прослушивания музыки большего не надо. Я не преследую цели пугать окружающих дребезгом машины.
Итоги:
1. Следует ли менять усилитель и перепаивать конденсатор?
Нет. Эффект незначительный, зато можно поиметь очень конкретный головняк. Эти микросхемы очень часто бывают поддельные. Участились случаи выхода из строя магнитол после переделки.
2. Реально ли надежно выпаять линейники?
Да, реально. Можно использовать обычный кабель и не заморачиваться всякими наводками, которых нет.
3. Не тихо будет играть саб?
Нет. В моём конфиге играет гармонично. Для комфортного прослушивания хватает… да же остается запас если захочется полютовать))) но предусилитель не повредит. Думаю его поставлю, что бы не лежал без дела.
Поставил вот такое предусилитель:
Технические характеристики
-Активное усиление с регулируемым выходом.
-5-канальный выход предусилителя и 1-канальный выход предусилителя на сабвуфер.
-4-канальный вход RCA или 4-канальный высокоуровневый вход.
-REM кабельное подключение при помощи дистанционного кабеля автомобильного усилителя при использовании высокоуровневого входа.
-Максимальное выходное напряжение: 8 В
-THD+N:
Теперь GAIN на основном усилителе 30%
4. Смогу ли я не имея опыта пайки всё это сделать?
Нет. Опыт пайки обязателен. Можно угробить магнитолу очень просто.
У некоторых возикают проблемы с этим разъемом. На фото видно как он отсчелкивается чтобы извлечь шлейф передней панели.
Микросхема-усилитель tda7833
Характеристики микросхемы TDA7388
Параметр | Условия теста | Значение |
---|---|---|
Ток покоя | RL = ∞ | 120 — 350 mA |
Выходное смещение | Режим воспроизведения | ±100 mV |
Скачек напряжения во время вкл./выкл. | ±80 mV | |
Усиление по напряжению | 25 — 27 dB | |
Выходная мощность | THD = 10 %, Vs= 14.4 V | 26 W (typ) |
Максимальная выходная мощность (немузыкальная) | Vs= 14.4 V Vs= 15.2 V | 41 W 45 W |
Гармонические искажения | POUT = 4 W | 0.04 % (typ) |
Подавление пульсаций источника питания | f = 100 Hz, VR = 1 VRMS | 50 — 65 dB |
Верхняя частота среза | POUT = 0.5 W | 100 — 200 kHz |
Входное сопротивление | 70 — 100 kOhm | |
Стереоразделение | f = 1 kHz, POUT= 4 W | 60 — 70 dB |
Потребляемый ток в ждущем режиме | VST-BY = 0 | 20 uA (max) |
Схема усилителя на tda7388
На рисунке представлена схема подключения микросхемы tda7388, конденсатор C6 необходим для регулирования времени выключения/выключения и выполняет значимую роль в оптимизации щелчков при переходных процессах. Минимально значение емкости для такого конденсатора 10 мкФ.
Входной сигнал подается через конденсаторы с емкостью 0.1 мкФ на выводы 11,12,15,14 относительно вывода S-GND, при такой емкости нижняя частота среда будет 16 Гц.
Управление режимами работы ST-BY или MUTE можно использовать любые транзисторы небольшой мощности, либо CMOS вывод микроконтроллера. На этих выводах посажены RC цепочки которые необходимы для сглаживания управляющих сигналов, в противном случае при управлении микросхемы могут быть слышны щелчки управления. Для управления 22 выводом необходим так около 10 мкА, поэтому стоит резистор 70 кОм.
Если на выходе усилителя присутствуют какие либо шумы, то необходимо на входе повесить ФНЧ первого порядка, RC цепочка 1 кОм+220 пФ.
Аналоги микросхемы tda7388
Ниже представлены микросхемы, который имеют одинаковую распиновку (pin-to-pin аналоги).
ИМС | Описание | Примечание |
---|---|---|
TDA7381 | 4 x 25 W quad bridge car radio amplifier | Отличие: 25 вывод — диагностика |
TDA7382 | 4 x 22 W four bridge channels car radio amplifier | Отличие: 25 вывод — клип-детектор |
TDA7383 | 4 x 30 W quad bridge car radio amplifier | Отличие: 25 вывод — клип-детектор |
TDA7384A | 4 x 46 W quad bridge car radio amplifier | |
TDA7385 | 4 x 42 W quad bridge car radio amplifier | Отличие: 25 вывод — диагностика |
TDA7386 | 4 x 45W quad bridge car radio amplifier | |
TDA7387 | 4 x 41 W quad bridge car radio amplifier | |
TDA7388 | 4 x 45 W quad bridge car radio amplifier | |
TDA7389 | 4 x 45W quad bridge car radio amplifier | отличие: 25 вывод — клип-детектор |
TDA7454 | 4 x 35 W high efficiency quad bridge car radio amplifier | отличие: 16 вывод — переключение режимов и 25вывод — клип-детектор |
TDA7850 | 4 x 50 W MOSFET quad bridge power amplifier | отличие: 25 вывод — выход HSD/OD |
TDA7851F | 4 x 48 W MOSFET quad bridge power amplifier | отличие: 25 вывод — выход OD |
TDA7854 | 4 x 47W MOSFET quad bridge power amplifier | отличие 25 вывод — выход клип-детектор |
STPA001 | 4 x 50 W MOSFET quad bridge power amplifier | Только в корпусеFlexiwatt25. Отличие: 25 вывод – OFFSET DETECTOR OUT |
STPA002 | 4 x 52 W quad bridge power amplifier with low voltage operation | Только в корпусеFlexiwatt25. Отличие: 25 вывод – OFFSET DETECTOR OUT |
Как это было на практике
Разобрал магнитолу. Компоновка достаточно плотная. Но все сделано аккуратно.
Демонтировать старую микросхему можно двумя способами:
1. Аккуратно выпаять каждую ножку. Оловоотсосом убрать лишний припой с мест пайки. И достать микросхему. И возможно она даже будет работать, если удастся не перегреть ножки.
2. Откусить кусачками ножки и спокойно выпаивать по одной ноге.
Микросхемы TDA7850 часто подделывают, бывает заводской брак. Т.е. перспектива опять остаться без музыки меня не радовала, и я решил пойти по первому пути чтобы сохранить старую микросхему. Как потом окажется, это было ошибкой. Лучше бы я ее выкусил и спокойно выпаял по одной ножке. Навыков таких работ у меня не было, на демонтаж микросхемы ушел час. Но мы же не боимся трудностей! Впереди монтаж новой микросхемы. Место для нее подготовлено, лишний припой убран. Еще каких-то полчаса и новая микросхема на месте.
Собираю магнитолу. Пока собирал, немного порвал шлейф, идущий на кнопки управления. Пришлось его немного обрезать. В итоге все собрал и пошел в машину проверять. Подключил, включаю зажигание, экран загорелся. Пошла загрузка. Все прошло нормально. Включаю радио, звука нет. Вердикт – перегрел микросхему во время пайки. Думаю, что делать дальше. Ставить старую магнитолу и искать новую микросхему, или попробовать вернуть старую TDA7388. И тут я решил позвонить товарищу спросить, как у него прошла замена микросхемы и рассказать про свою неудачу.
Он говорит, что решил не менять, т.к. боится испортить магнитолу, и что может мне подарить свою микросхему. Я был рад такому повороту событий. Вечером забрал новую микросхему и стал собираться с мыслями для второго раза. Демонтаж убитой микросхемы прошел без проблем. Новую микросхему установил быстро. Благо, рука уже набита! Осталось собрать и проверить. Все собралось без проблем. И вот я сижу в машине и поворачиваю ключ зажигания. Пошла загрузка. Включаю радио….. Поёт!
Звук и правда оказался хорош! Чистый бас, сочная звуковая картина! Я подумал, что результат стоил двух дней мучений. Это победа! Выключаю зажигание, выхожу из машины и из колонок раздается смачный ПУК! Точнее щелчок. Это было как выстрел в голову. Силы были на исходе. Я не понимал, что пошло не так. Но делать было нечего, оставил все как есть. Воткнул магнитолу на место и пошел читать что делать дальше.
На форумах где я читал про переделку магнитолы мне помочь не смогли.
Неделю я ездил с щелкающей магнитолой. Причем щелчок появлялся после выключения зажигания, и обесточивания магнитолы. Форумы это хорошо, но тут нужна тяжелая артиллерия, и я решил заехать в ближайший сервисный центр по ремонту бытовой техники. Поговорил с сервисным инженером, объяснил ситуацию и он подсказал, где искать проблему. Оказывается такой щелчок раздается, когда на микросхеме усилителя не подключен канал MUTE. И скорее всего я повредил дорожку на плате, когда менял микросхемы. Поскольку процесс снятия/разбора магнитолы достаточно затратный по времени, пришлось опять ждать выходные. В итоге мои догадки подтвердились. Дорожка была очень тонкая и я просто не заметил, как повредил ее. Дорожку я восстановил, аккуратно подпаяв тонкий проводок к ноге микросхемы и месту соединения канала MUTE. Магнитола заработала как надо!
В итоге, если бы я знал, что мне придется ее разобрать и собрать 6 раз, я бы наверно не решился на замену. Но выбор сделан, и сейчас я могу поделится своим опытом.
Спустя год китайцы начали выпускать магнитолы сразу с хорошими усилителями, главное чтобы в описании была указана микросхема усилителя TDA7580/7581.
Кстати, магнитолы с микросхемой TDA7388 устанавливают на Lada Vesta. Там замена тоже возможна.
Хотите принять участие в конкурсе? Жмите СЮДА.
С чего все началось
Я мирился с этим 4 года. Как-то весной 2017 года мы с другом обсуждали автозвук и он похвалился, что заказал из Китая магнитолу на Android, обошлась она ему в 15 000 рублей. Звук гораздо лучше, есть навигация, выглядит отлично. Меня это очень вдохновило. И я решил тоже посмотреть, что же Китай сможет предложить для моего автомобиля.
Оказалось, что вариантов полно. Несколько дизайнов внешнего вида, разные характеристики, разные размеры экрана, разная начинка. Спустя неделю поисков, я определился с моделью. Были скоплены денежки, и я сделал заказ.
Не буду останавливаться на характеристиках подробно. На тот момент это была самая мощная магнитола с Android 6 на борту, 2 Гбайтами оперативной памяти и 4G модемом. Внешне магнитола выглядела очень стильно. Но больше всего меня интересовало качество звука и скорость работы. Дома проверить не было возможности, пришлось ждать выходные и планировать поездку в гараж для установки магнитолы в машину. Т.к. мне очень не хотелось ездить с дырой вместо магнитолы, если бы что то пошло не так.
Наконец-то дождался выходных и поехал ставить. Приключения только начинались! Поскольку магнитола была частью передней панели, в ее корпус монтировались воздуховод, кнопка аварийной остановки, блок управления кондиционером, и регуляторы температуры и вентилятора. Сначала эти блоки нужно было снять со старой магнитолы. Тут все прошло гладко. Но когда я начал крепить блоки к новой магнитоле, оказалось, что корпус имеет небольшие дефекты литья, и установленные элементы двигаются с трудом, а кнопка аварийной остановки вообще заклинивает. Спустя два часа работы с помощью надфиля, напильника и какой-то матери все заработало как надо. Все крутилось, нажималось и стыковалось как с завода.
Подключение к бортовой сети, на удивление прошло очень гладко. Комплектные провода подключились к штатной проводке и все заработало с первого раза. Радости не было предела! Звук порадовал. Штатные динамики запели по-новому, более сочно и басовито. Но, как потом оказалось, это по сравнению со старой магнитолой.
И вот я целый месяц радовался новой игрушке, пока снова не встретил товарища, с которым мы обсуждали автозвук.
Схема усилителя на tda7388
На рисунке представлена схема подключения микросхемы tda7388, конденсатор C6 необходим для регулирования времени выключения/выключения и выполняет значимую роль в оптимизации щелчков при переходных процессах. Минимально значение емкости для такого конденсатора 10 мкФ.
Входной сигнал подается через конденсаторы с емкостью 0.1 мкФ на выводы 11,12,15,14 относительно вывода S-GND, при такой емкости нижняя частота среда будет 16 Гц.
Управление режимами работы ST-BY или MUTE можно использовать любые транзисторы небольшой мощности, либо CMOS вывод микроконтроллера. На этих выводах посажены RC цепочки которые необходимы для сглаживания управляющих сигналов, в противном случае при управлении микросхемы могут быть слышны щелчки управления. Для управления 22 выводом необходим так около 10 мкА, поэтому стоит резистор 70 кОм.
Если на выходе усилителя присутствуют какие либо шумы, то необходимо на входе повесить ФНЧ первого порядка, RC цепочка 1 кОм+220 пФ.
Апгрейд заменой микросхемы
Он рассказал, как он ставил свою магнитолу, как пытался ее подружить с can шиной, а потом как он прочитал на drive2, что можно сильно улучшить звук любой китайской магнитолы всего лишь заменив микросхему усилителя. Дело в том, что в недорогие магнитолы китайцы ставят дешевую микросхему TDA7388, которая выдает посредственный звук и стоит копейки. Но ее можно просто заменить на более качественную микросхему TDA7850 без каких-либо переделок. Просто выпаиваем старую, втыкаем новую и наслаждаемся на порядок более качественным звуком.
Цена микросхемы TDA7850 всего 5,5$. Товарищ уже заказал себе новую микросхему и планирует в ближайшее время поменять.
Я пару дней почитал информацию про замену и заказал микросхему. 3 месяца никак не мог решиться. Долго думал, получится ли у меня, не испорчу ли саму магнитолу. Паяльник в руках держать умею, но таким еще ни разу не занимался. Но глаза боятся, а руки делают. И в итоге я решился на переделку.