Условные обозначения элементов электрических схем лифтов с релейно-контакторными НКУ
Для обозначения элементов электрических схем лифтов применяют графические и буквенно-цифровые условные обозначения. Графические обозначения приведены в табл. 3.1.
Буквенно-цифровые условные обозначения элементов электрических схем лифтов с релейно-контакторными НКУ приведены в табл. 3.2.
Выключатели, рубильники, емкостные фильтры, переключатели,
датчики, электрические блокировочные контакты и кнопки
Трехполюсный рубильник (выключатель)
Выключатель автоматический силовой цепи
Выключатель автоматический цепи электродвигателя привода дверей
Выключатель автоматический цепей управления
Выключатель конечный переподъема и пере- спуска кабины
Выключатель ловителей кабины
Выключатель слабины тяговых (подвесных) канатов
Выключатель натяжного устройства каната ограничителя скорости
Выключатель блокировочный подпольный
Выключатель конечный открывания дверей
Выключатель конечный закрывания дверей
Выключатель блокировочный реверса дверей
Выключатель блокировочный ограничителя грузоподъемности при 90%-й загрузке кабины
Выключатель блокировочный ограничителя грузоподъемности при 110%-й загрузке кабины
Дистанционные выключатели цепи управления лифтом
Выключатель цепи управления грузового лифта или переключатель режима работы пассажирского лифта с групповым управлением
Переключатель режима работы лифта
Переключатель телефонной связи
Датчик точной остановки
Выключатели дверей кабины
Выключатели притвора дверей шахты
Выключатели автоматических замков дверей шахты
Контакт блокировочный ревизии поста управления лифтом с крыши кабины
Контакт нормальной работы (то же, что и КБР)
Кнопка приказа приказного аппарата
Кнопка вызова вызывного аппарата
Кнопка экстренной остановки кабины
Кнопки управления лифтом из машинного
помещения (установлены на НКУ)
К-Кн «Вверх», К-Кн «Вниз»
Кнопки управления лифтом с крыши кабины в
Кнопка вызова персонала, обслуживающего лифты
Электродвигатели, трансформаторы и электромагниты
Электродвигатель главного привода лифта (лебедки)
Электродвигатель привода дверей кабины
Трансформатор понижающий цепей управления
Трансформатор понижающий цепей сигнализации
Электромагнит тормозного устройства лебедки
Электромагнит отводки кабины
Контакторы, реле и релейно-электронные устройства
Контакторы соответственно направления движения вверх и вниз, большой (рабочей) и малой скоростей
Реле большой скорости
Реле блокировки замедления
Реле импульса селекции
Реле импульса точной остановки
Реле точной остановки
Реле контроля дверей
Реле контроля замков дверей шахты
Реле контроля пола кабины
Реле открывания дверей
Реле закрывания дверей
Реле контроля нормального состояния блокировочных устройств
Реле нормальной работы
Реле пуска лифта на вызов
Реле блокировочные ограничителя грузоподъемности соответственно при 90- и 110%-й загрузке кабины
Реле режима «Пожарная опасность»
Реле регистрации вызовов
Реле регистрации приказов
А-РОК, Б-РОК А-РОН, Б-РОН А-РПЗ, Б-РПЗ 1ПРВ, А-ПРВ, Б-ПРВ
Реле световой сигнализации
Реле промежуточные направления движения
соответственно вверх и вниз
Реле определения кабины лифтов А и Б
Реле отключения напряжения лифтов А и Б
Реле пуска зональные лифтов А и Б
Приставки реле времени электронные
Выпрямители, диоды, резисторы, конденсаторы, предохранители
R С Пр И11-Ш5, ШР1-ШР5, ШТф! — ШТфЗ
Сигнальные устройства и лампы освещения
Звонок вызова кабины Звонок вызова персонала Звонок телефонной связи Световой сигнал «Перегрузка»
Лампа сигнальная регистрации вызова Лампа сигнальная регистрации приказа Лампа сигнальная местонахождения кабины Лампа сигнальная «Занято»
Лампы сигнальные, извещающие о наличии напряжения
Лампы рабочего освещения кабины Лампы вспомогательного (резервного, аварийного) освещения кабины
1. Приведите графические условные обозначения следующих элементов электрических схем лифтов: обмотки или катушки электромагнитного аппарата, реле, контактора, магнитного пускателя, электромагнита тормозного устройства или отводки; 3-контакта с дугогашением контактора или магнитного пускателя; P-контакта реле; 3-контакта реле времени, который размыкается с выдержкой времени при отключении реле; Р-контакга реле времени, который замыкается с выдержкой времени при отключении реле; предохранителя; контакта путевого выключателя; кнопки.
2. Приведите буквенно-цифровые условные обозначения следующих элементов электрических схем: электродвигателя; электромагнита тормозного устройства лебедки; электромагнита отводки кабины; реле контроля дверей; реле контроля замков дверей шахты; контакторов выбора направления движения, рабочей и малой скоростей; реле времени; автоматического выключателя; вводного устройства; емкостного фильтра; выключателя ловителей; выключателя слабины тяговых канатов; конечного выключателя переподъема или переспуска кабины; подпольного выключателя, действующего при загрузке кабины 15 кг и более; лампы, сигнализирующей о регистрации приказа; лампы, сигнализирующей о местонахождении кабины; кнопки приказа; кнопки вызова; кнопки «Стоп»; этажного переключателя; датчика селекции; датчика точной остановки; переключателя режимов работы лифта; штепсельного разъема; предохранителя.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ СХЕМЫ ЛИФТОВ
Выявление неисправностей в электрических схемах лифтов я причин, вызвавших эти неисправности, возможно только при условии четкого знания электросхем и свободного чтения их.
В электрических схемах лифтов различают следующие основные цепи: силовые, управляющие непосредственно электроприводом, и цепи управления, включающие электроаппараты.
В настоящей книге приведены принципиальные электрические схемы управления пассажирскими лифтами наиболее распространенных типов.
При описании электрических схем приняты следующие допущения:
опускаются отдельные участки цепей в тех случаях, если они уже рассматривались;
в обозначениях н. з. (нормально закрытый) или н. о (нормально открытый) слово контакт опускают;
при срабатывании (включении) реле или контактора замыкаются их и.о. контакты и размыкаются н. з. При отпускании якоря реле или контактора (выключении), наоборот, размыкаются н. о. и замыкаются н. з. контакты;
реле времени при отключении катушки от источника питания отпускают свой якорь, предварительно отработав выдержку времени. Н. з. контакты таких реле замыкаются, а н. о. размыкаются по истечении установленной выдержки времени. Выдержка времени может регулироваться в заданных пределах;
реле, катушки которых шунтированы последовательно соединенными сопротивлением и емкостью, отпускают свой якорь при отключении катушки от источника питания после отработки выдержки времени. Выдержка времени зависит от параметров шунтирующей цепи, катушки реле и регулировке не подлежит;
для кнопок с удерживающими электромагнитами в описании под выражением «Кнопка залипает» следует понимать «Кнопка удерживается во включенном положении»;
попутными считают остановки, которые делают кабины при ее движении к ранее заданному этажу.
В табл. 2.1, 2.2 приведены буквенные и графические обозначения в электрических схемах.
Таблица 2.1
Перечень элементов электросхем, их обозначение, назначение н местонахождение
Блок-контакт замка две- ри
Контролирует запирание замка двери шахты
Конечный включатель переподъема
Выключает цепь управления при прохождении кабиной уровня точной остановки верхнего этажа свыше 150 мм
Конечный выключатель перепуска
Выключает цепь управления при прохождении кабины уровня точной остановки нижней этажной площадки свыше 150 мм
Контроль положения кабины в шахте, выбор направления и подачи импульса на замедление
Контроль положения кабины, выбор направления и подачи импульса на замедление
Выключатель цепи управления
Выключение цепи управления при работах в приямке
Контакт натяжного устройства
Отключение цепи управления при ослаблении или обрыве каната ограничителя скорости
Звонок вызова обслуживающего персонала
Вызов обслуживающего персонала
Трехфазный асинхронный электродвигатель привода дверей, с короткозамкнутым ротором
Для привода открытия и закрьпия дверей
Датчик точной остановки
Дает импульс на остановку кабины при прохождении его на малой скорости мимо шунта расположенного в шах- те
Отключает цепь управления при срабатывании ловителей
Контакт слабины подъемных канатов
Предотвращение возможности работы лифта, если один или несколько канатов недопустимо ослабли или оборвались
Место- н а хождение
Остановка кабины из ее купе
Блокировочный контакт дверей кабины
Контроль закрытия кя- бинных дверей
Контролируют нахождение пассажира в кабине
Выключатель конечный открытия дверей
Отключение приводного двигателя прииода дверей в момент их полного открытия
Выключатель конечный закрытия дверей
Отключение двигателя привода дверей в момент их полного закрытия
Выключатель конечный реверса дверей
При защемлении пассажира дверями в момент их закрытия, отключает реле ЗД и включает реле ОД
Контакт точной остановки
Удержание во включенном состоянии контакторов В или Н, при переключении электродвигателя с большой на малую скорость и для остановки кабины иа уровне точной остановки
Контакт ограничителя грузоподъемности
Исключает остановки кабины по попутным вызовам при полной ее загрузке
Контакт ограничителя грузоподъемности
Исключает закрытие дверей и пуск лифта при перегрузке кабины
Штепсельные разъемы режимов работ
Перевод лифта g режим ревизии или нормальной работы
Кнопки двухкнопочного поста управления
Управление лифтом с крыши кабины в режиме ревизии
Регистрация приказа, закрытия дверей и пуска лифта из купе кабины
Снижение рабочего тока иа катушке электромагнита кнопки КП
Световой сигнал «Лифт перегружен»
Загорается в случае перегрузки кабины при нажатии кнопки приказа
Лампа освещения кабины
Включается при открытии двери шахты или нахождении пассажира в кабине
Лампа аварийного освещения
Обеспечивает необходимую освещенность в купе кабины при выключении лампы ОК
Кнопка вызова обслуживающего персонала
Включение электрического звонка ЗВП
Штепсельная розетка кабины
Выключатель цепи управлении
Отключение цепи управления с первого этажа
Лестничная площадка пер* вого этажа
Переключатель режима работ
Перевод лифта в погрузочный режим
Кнопка включения и отключения
Включение и отключение лифта с первого этажа
Световой указатель о местонахождении кабины
Вызов кабины и открытие дверей при нахождении кабины иа том же этаже, где нажата кнопка
Снижение рабочего тока иа катушке электромагнита кнопки КВ
Включаютси при движении кабины, при открытии двери шахты и нахождении пассажира в кабине
Световые сигналы «Вверх» и «Вниз»
Указывают направление движения кабины
Таблице 2.2
Условные графические обозначения в электрических схемах в соответствии с действующими государственными стандартами
Лифты электросхемы на 400 кг
Рис. 101. Принципиальная электрическая схема пассажирских лифтов грузоподъемностью 630 и 400 кг для жилых зданий
Схемой предусмотрена собирательная по приказам вверх и вниз и по вызовам при движении кабины вниз система управления. На каждом этаже находится вызывной аппарат только с одной кнопкой для вызова кабин обоих лифтов.
На рисунке приведена схема на любое количество этажей. Элементы аппаратуры управления и сигнализации, которые установлены на каждом этаже или же относятся к конкретному этажу, показаны на схеме не все, а только те, которые относятся к первому, второму, третьему, промежуточному, верхнему и некоторым другим этажам, например предпоследнему. Аппараты, относящиеся к верхнему и промежуточному этажам, обозначены буквами В и П.
Схема показана для случая, когда кабина находится на первом этаже, двери кабины и шахты закрыты и заперты.
Напряжение 380 В сети подводится к лифту вводным устройством QB и автоматическими выключателями QF1, QF2, QF3. Слаботочные цепи защищены от токов короткого замыкания плавкими предохранителями FU1—FU16. К двигателю М2 привода дверей подводится переменный ток напряжением 220 В; к цепям катушек контакторов и реле цепи защиты лифта — постоянный ток напряжением 110 В, получаемым с помощью трансформатора Т2 и диодов VD10—VD13\ к цепям телефонной связи — постоянный ток напряжением 110 В от трансформатора ТЗ и диодов VD14—VD17\ к основным цепям управления — постоянный ток напряжением 24 В, получаемым от трансформатора Т1 и диодов VD4—VD9, собранных в трехфазную мостовую схему.
В качестве основной элементной базы системы управления применены быстродействующие герконовые реле с магнитоуправляемыми контактами, которые весьма чувствительны к повышенным пульсациям питающего напряжения. Если в цепях трансформатора или выпрямительного моста происходит обрыв провода, то это повышает пульсации питающего напряжения герконовых реле и выводит их из строя.
Чтобы предотвратить подобные аварии, в схеме предусмотрено устройство контроля пульсаций питающего напряжения, состоящее из дифференциального каскада, построенного на транзисторах VT12 и VT13, и усилителя на транзисторе VT14, в коллекторную цепь которого включено исполнительное реле W-K5. База транзистора VT12 получает питание через делитель напряжения R20—R21, подключенный непосредственно к выходным шинам выпрямительного моста, а база транзистора VT13 — через делитель напряжения R24—R25, подключенный к плюсовой шине моста через диод VD98. База транзистора VT14 соединена с коллектором транзистора VT13.
Устройство работает так. Если напряжение, снятое с трехфазного выпрямительного моста, представляет собой нормальное мало пульсирующее напряжение, то потенциал базы транзистора VT13 ниже потенциала базы транзистора VT12. Вследствие этого транзисторы VT13 и VT14 и реле W-K5 находятся во включенном состоянии, которое регистрируется светодиодом VQ17. В случае обрыва цепи трансформатора 77 и выпрямителя пульсации выпрямленного напряжения возрастают. Поскольку напряжение питания делителя R24—R25 отфильтровано конденсатором’ С5, оно не зависит от пульсаций. Следовательно, потенциал базы транзистора VT13 не зависит от формы питающего напряжения. Потенциал базы транзистора VT12 благодаря включению конденсатора С4 зависит от уровня пульсаций питающего напряжения и при их увеличении уменьшается. Когда этот потенциал станет меньше потенциала базы транзистора VT13, включаются транзисторы VT12 и VT13, что приводит к запиранию транзистора VT14, отключению реле W-K5 и аварийной остановке лифта.
Лебедка лифта оборудована приводным асинхронным двухскоростным двигателем Ml с отношением скоростей 1:4. Двигатель подключают к сети с помощью контакторов КМ1 (вверх), КМ2 (вниз), КМЗ (большой скорости) и КМ4 (малой скорости). Привод тормоза лебедки — от электромагнита постоянного тока VA со схемой форсированного включения.
К электромагниту VA подают напряжение, выпрямленное диодами VD10, VD1, VD2 и VD18. Когда кабина стоит на уровне какого-то этажа, реле точной остановки S-K2 отключено и после подключения контактора КМ1 или КМ2 к обмотке электромагнита подводится максимальное напряжение. После ухода кабины с уровня этажа включается реле S-K2 и напряжение питания электромагнита несколько снижается.
Двери кабины раздвижные с автоматическим приводом от асинхронного двигателя М2, включенного по схеме, обеспечивающей плавное открывание и закрывание дверей. К статорным обмоткам этого двигателя подводится однофазное напряжение переменного тока. Для получения вращающегося магнитного поля предусмотрены фа-зосдвигающие конденсаторы С19, С29, СЗО. Чтобы створки дверей двигались плавно, они открываются и закрываются в два этапа: сначала на большой, а затем на пониженной скорости, При отключенном реле Д-К4 створки дверей движутся с – пониженной скоростью, при включенном — с большой, Низкую скорость двигателя получают путем подмагничивания обмотки статора постоянным током с помощью диодов VD20 и VD21, которые включены последовательно и параллельно обмотке статора СЗ—Сб.
При монтаже лифта в зависимости от его грузоподъемности налаживают схему привода дверей для их плавного движения, используя запасные конденсаторы CI 1, СЗ, С20 взамен конденсаторов С18 или С28. Привод дверей работает так. После поступления команды на открытие дверей включается реле DO-K1, что приводит к после-
довательному включению реле DO-K5, DO-K6 и двигателя М2 в сторону открывания дверей. В конце движения створок кабины срабатывает путевой выключатель SD7, отключается реле D-K4 и двигатель М2 переводится на пониженную скорость. После полного открытия дверей с помощью выключателя SD1 отключаются реле DO-K6 и двигатель М2.
Когда пассажиры выходят из кабины, срабатывает микровыключатель SP1 устройства контроля загрузки кабины, включается реле Р-К1, размыкается его контакт (03-313) в цепи приставки DT1 (электронного реле времени) и по истечении 5 с размыкается контакт реле Q-K1, что приводит к отключению реле Т-К4 и включению реле DZ-K3 закрытия дверей. Двигатель М2 переводят на пониженную скорость выключателем SD6 и реле D-K4, а выключают двигатель М2 после полного закрытия дверей — выключателем SD6 и реле DZ-K3.
Если лифт с пассажирами выполняет попутную остановку по вызову или приказу, то после открытия дверей они снова закрываются автоматически через 5 с с помощью электронной приставки DT2 и реле Q-K3. Электрической схемой предусмотрено также выключение двигателя М2 при работе более 1 мин вследствие неисправности герконовых выключателей SD1 и SD2.
Кабина лифта оборудована грузо-взвешивающим устройством, контролирующим, находится ли в кабине груз массой 15 кг, а также груз массой, составляющей 90 и 110% от номинальной грузоподъемности. Если масса груза в кабине менее 15 кг, то контакт SP1 грузовзвешивающего устройства замкнут, реле Р-К1 включено и приказы не выполняются. При загрузке кабины на 90% размыкается контакт SP2, отключается реле Р-К2, что исключает попутные остановки лифта по вызовам. В случае загрузки кабины на 110% размыкается контакт SP3 грузовзвешивающего устройства, что исключает пуск лифта.
Система автоматической защиты лифта, останавливающая его при возникновении неисправностей, построена следующим образом. В цепь питания контакторов КМ1—КМ4, подключающих к сети двигатель лебедки лифта Ml, последовательно включены замыкающие контакты реле W-Kl, W-K7, W-K2, контакты S/43 выключателя цепей управления из приямка, реле пожарной опасности Z-K2, размыкающие контакты SE1 блокировочного выключателя дверей кабины, контакты SE2 выключателя ловителя, контакты SE3 блокировочного выключателя слабины подъемных канатов, контакты SE4 блокировочного выключателя натяжного устройства ограничителя скорости, контакты SE5 конечного выключателя ограничителя скорости, а также две кнопки «Stop»SC, одна из которых расположена в кабине (входит в состав кнопочного поста АК1), а другая — в машинном помещении. Если во время движения кабины разомкнётся любой из перечисленных контактов (кроме контакта реле Z-K2, который при отсутствии сигнала «пожарная опасность» разомкнут), то кабина остановится. В свою очередь, в цепь реле W-K1 последовательно включены размыкающие контакты 01-SM1, 03-SMl-(B-3)-SMl, (B-l)-SMl блокировочных выключателей шахтных дверей нечетных этажей и размыкающие контакты 01-SM2, 03-SM2— (B-3)-SM2, (В-1 )-SM2 блокировочных выключателей замков шахтных дверей. В цепь реле W-K2 последовательно включены аналогичные контакты 02-SM1, 04-SMl—(B-2)-SM1, (B)-SM1, 02-SM2, 04-SM2— -(B-2)-SM2, (B)-SM2 четных этажей. Таким образом, реле W-Kl, W-K2 контролируют двери шахты. Для дополнительной защиты лифта от проникновения в шахту посторонних лиц используют реле W-K6, W-K7 и W-K8.
Реле W-K6 отключается при открытии дверей кабины, так как в его цепь включен контакт SE1 блокировочного выключателя дверей кабины. Реле W-K8 приводит в рабочее состояние цепи защиты при включении лифта. Реле W-K7 включается, если кабина находится на уровне какого-либо этажа, ее двери и все шахтные двери закрыты.
Оно остается включенным при нормальной работе лифта и отключается только в следующих аварийных ситуациях: – когда открыты дверь кабины и дверь шахты того этажа, где находится кабина, и шахтная дверь другого этажа; – если двери кабины закрыты, но открыта любая дверь шахты.
Для регистрации нахождения кабины на том или ином этаже, т. е. обнаружения места расположения кабины в шахте, в электрической схеме предусмотрен релейный селектор, который работает в такой последовательности. Положение кабины на любом этаже определяется включением соответствующего этажного реле 1-КЕ, 2-КЕ,
3-КЕ—(rt)-KE, (п+1)-КЕ—(В-1)-КЕ, (В)-КЕ. Если кабина находится, например, на третьем этаже, то в это время включено реле 3-КЕ, а остальные этажные реле отключены. При движении кабины этажные реле переключаются с помощью реле селекции с магнитной памятью 2-КС, 3-КС,
4-КС—(п)-КС, (п+\)-КС—(В)-КС. В состав этих реле входят один переключающий контакт и две управляющие катушки, одну из которых называют включающей, а другую — выключающей. Реле селекции работают в импульсном режиме управления. Если на его включающую катушку подано на время импульса питающее напряжение, то замыкающий контакт реле замкнется, а размыкающий — разомкнётся. В этом состоянии реле селекции остается до тех пор, пока на его выключающую катушку не подается импульс питающего напряжения, в результате чего его контакты переключаются в исходное положение.
Реле селекции переключаются гер-коновыми датчиками импульсов нечетных SQ1 и четных SQ2 этажей. Эти датчики установлены на кабине, а взаимодействующие с ними шунты — в шахте. На нижнем и верхнем этажах установлены аналогичные датчики SQ4 и SQ3, взаимодействующие с шунтом, закрепленным на кабине.
Схема расположения герконовых датчиков импульсов и их шунтов показана на рис. 102. Там же приведена схема расположения шунтов и датчика SQ5, укрепленного на кабине, который подает сигнал для точной остановки кабины на заданном этаже. Расстояние h между шунтами датчиков SQ1 и SQ2 и шунтом датчика точной остановки SQ5 должно быть не менее пути, который проходит кабина за время снижения ее скорости от большой до малой.
Ниже рассмотрена работа селектора, когда в исходном состоянии кабина находится на первом этаже. При этом размыкающие контакты реле 2КС—(В)-КС (см. рис. 101) находятся в замкнутом состоянии и образуют цепь питания этажного реле 1-КЕ. При подъеме кабины включается промежуточное реле управления «Вверх» В-К2, которое включает реле В-К4. Затем замыкается его контакт (28-400), подготавливающий цепь питания реле селекций.
После ухода кабины из зоны точной остановки первого этажа включается реле импульса точной остановки S-K3, что приводит к включению реле N-K1, которое своим контактом (402-404) также готовит цепи питания включающих катушек реле селекции. Когда датчик импульсов четных этажей SQ2 проходит мимо шунта 2В (см. рис. 102), его контакт размыкается, что приводит к отключению реле V-K2 (см. рис. 101) и подаче питания на включающую катушку реле 2-КС, которое своим переключающим контактом отключает реле 1-КЕ и включает реле 2-КЕ. При дальнейшем подъеме кабина проходит мимо шунта точной остановки второго этажа, благодаря чему последовательно отключаются реле S-K5 и N-K1- После выхода кабины из зоны точной остановки второго этажа включается реле S-K3, затем — реле N-K2, которое своим контактом (401-405) готовит включение реле 3-КС. При подходе кабины к зоне замедления 3-го этажа датчик импульсов нечетных этажей SQ1 при взаимодействии с шунтом ЗВ (см. рис. 102) отключает реле V-K1 (см. рис. 101). Это приводит к подаче питания на включающую катушку реле 3-КС, которое переключающим контактом отключает реле 2-КЕ и включает реле 3-КЕ. При дальнейшем подъеме кабины отключается этажное реле 3-КЕ, включается реле 4-КЕ И т. д.
Рис. 102. Схема расположения шунтов и датчиков, определяющих положение кабины в шахте
При движении кабины вниз селектор работает аналогичным образом, но этажные реле переключаются при взаимодействии датчиков SQ1, SQ2 с шунтами, имеющими индекс «Н». Импульсы, сформированные реле V-K1 и V-K2, поступают на отключающие катушки реле селекции КС,
Если при нахождении кабины в зоне первого или последнего этажа по каким-либо причинам ошибочно включилось реле КС промежуточного этажа, то работа релейного селектора корректируется: в зоне нижнего этажа путем подачи сигнала на отключающие катушки реле КС контактами (403-408) и (403-406) реле V-K4, которое отключается при взаимодействии датчика SQ4 с шунтом, установленным на кабине, в зоне верхнего этажа — за счет замыкания контактов (400-404). (400-405) реле V-K3, которое происходит при взаимодействии с шунтом датчика SQ3.
В схему релейного селектора включено дополнительное устройство, состоящее из реле В-К5, Н-К5, N-K1, N-K2, N-K3 и N-K4, которые позволяют селектору правильно работать в случае, если шунты 2В, ЗВ—(В—1)В и В(В) и 1Н, 2Н, ЗН и (В—1)Н (см. рис. 102) находятся на одном уровне. Это наблюдается при высоте этажа менее 3 м и зависит от пути замедления кабины.
Приказы и вызовы (см. рис. 101) регистрируются кнопочными командо-аппаратами, состоящими из герконово-го контакта и сигнальной лампы. В обозначениях кнопочных аппаратов содержатся буквы АВ — для кнопок вызова и АК — для кнопок приказа.
Если нажать, например, кнопку вызова первого этажа 1-АВ1, то замыкается герконовый контакт кнопки SO, через который подается напряжение на сигнальную лампу и одновременно через резисторы R2 и R7 на базу транзистора 1-VT2. Транзистор открывается, что приводит к включению реле 1-КВ. Контакт 1-КВ в цепи базы транзистора замыкается, благодаря чему включаются реле 1-КВ и сигнальная лампа после того, как штифт кнопки будет отпущен.
При остановке кабины на первом этаже и открытии дверей включается реле DZ-K4, замыкая свой контакт (04-431), а при полностью открытых дверях отключается реле F-K7 и размыкается его контакт (432-431). В результате образуется цепь через замкнутые контакты реле DZ-K4, F-K7, Z-K4, Е-К1, 1-КЕ, по которой база транзистора 1-VT2 соединяется с минусовым зажимом выпрямителя (соединенным с зажимом «Земля»), Вследствие этого транзистор закрывается и реле 1-КВ отключается. Все реле регистрации вызовов получают питание через транзистор VT22, открытый при нормальной работе лифта, так как стоящие в цепи базы транзистора контакты реле Z-K6 и Z-K3 находятся в замкнутом состоянии.
К реле регистрации приказов питание подводится через транзистор VT23, в цепь базы которого включены контакты реле W-K4, S-Kl, F-K6, Z-K6, Q-K1 и F-K7. Цепь, образованная перечисленными контактами, отключает кнопки приказов при команде «Stop», переводе лифта в режим ревизии и выполнении последнего из зарегистрированных приказов одного направления.
Чтобы предотвратить ложное включение реле регистрации вызовов и приказов при возникновении наводок ЭДС в длинных линиях проводов, предусмотрены конденсаторы 1-С1—(В)-С1, 1-С2— (В)-С2 и диоды 1-VD8— (B)-VD8, 1-VD9 (B)-VD9. Резисторы 1-R2— (B)-R2, 1-R3—(B)-R3 ограничивают ток, протекающий через герконовые контакты кнопок вызова и приказа, и сигнал на открытие транзисторов 1-VT1—(B)-VT 1, 1-VT2— (B)-VT2.
Выбор направления движения и начала замедления кабины производят с помощью реле управления вверх В-К1, реле управления вниз Н-К1, реле замедления Т-К4 и некоторых функциональных реле, контакты которых включены в цепи катушек реле B-Kl, Н-К1 и Т-К4. В цепях катушек реле управления вверх В-К1 и вниз Н-К1 находятся контакты этажных реле 1-КЕ—(В)-КЕ, реле регистрации приказов 1KN—(B)-KN, реле регистрации вызовов 1-КВ—СВ)-КВ, реле нахождения кабины на верхнем этаже V-K3 и реле нахождения кабины на нижнем этаже V-K4. Реле V-K3 отключается только при нахождении кабины в зоне верхнего этажа, а реле V-K4— в зоне нижнего этажа. Когда кабина находится на любом промежуточном этаже, реле V-K3 и V-K4 включены.
Ниже рассмотрено, как происходит выбор направления движения, если кабина находится на втором этаже, а пассажир нажимает на кнопку приказа S(n) выше расположенного промежуточного этажа. Включение реле (n)-KN приводит к включению реле управления вверх В-К1 по цепи, содержащей замкнутые размыкающие контакты этажных реле вышерасположенных этажей, в том числе реле (B-l)-KE и (В)-КЕ, замыкающий контакт V-K3(381 -361), размыкающий контакт реле управления вниз Н-К1, размыкающий контакт реле пожарной опасности Z-K1 (382-383) и размыкающий контакт промежуточного реле управления вниз Н-К2.
Включение реле В-К1 приводит к закрыванию дверей, включению двигателя Ml и движению кабины вверх. При подходе ее к промежуточному этажу включается реле (п)-КЕ и контакт [(п)-4-(п)-8\ отключает реле В-К1, что приводит к включению реле замедления Т-К4 по цепи, содержащей замкнутый замыкающий контакт реле (n)-KN, замыкающий контакт этажного реле (п)-КЕ, контакты реле Z-K1 и В-К1, замыкающие контакты реле блокировки замедления Т-К1 и Т-К2. Питание к реле Т-К1 и Т-К2 подводится с помощью контактов реле N-K3 и N-K4. Реле N-K3 включено, когда кабина находится на нечетных этажах, реле N-K4 — на четных. При входе кабины в зону любого этажа оба реле N-K3 и N-K4 оказываются включенными за счет того, что параллельно их катушкам подключены резисторы R88 и R89 и конденсаторы С23, С24. Это обеспечивает кратковременное включение реле Т-К1. По окончании выдержки времени на отключение реле N-KS или n-k4 включается реле т-к2, а реле Т-К1 остается включенным на некоторое время, поскольку в цепи, параллельной его катушке, стоит конденсатор с25. Это время определяет длительность замыкания контакта т-к1 (373-377) в цепи катушки реле замедления т-к4. Такое схемное решение позволяет нормально замедлять кабину при реализации попутных вызовов или приказов.
После включения реле т-к4 отключается обмотка большой скорости и включается обмотка малой скорости двигателя Ml.
Реле замедления т-к4 помимо подачи команды на замедление кабины выполняет и другую функцию — оно подает сигнал на управление приводом дверей: при включении реле т-к4 и подходе кабины в зону точной остановки двери открываются, а когда реле т-к4 отключается — двери закрываются.
Электрической схемой предусмотрена работа лифта в следующих режимах управления:
– «Нормальная работа» при использовании двух лифтов в системе парного управления;
– «Ревизия при управлении с крыши кабины»;
– «Управление из машинного помещения»;
– «Погрузка»;
– «Пожарная опасность»;
– «Перевозка пожарных подразделений».
Работа лифта в режиме «Нормальная работа» при парном управлении.
Такая система управления предназначена для сокращения времени ожидания кабин лифтов и их холостых пробегов. Ее используют для двух рядом расположенных лифтов.
Если обе кабины свободны и находятся на первом этаже, то после нажатия на кнопку вызова первого этажа открывается дверь только одной кабины. При поступлении вызова с других этажей на его выполнение направляется также одна кабина. Свободная кабина, находящаяся на первом этаже, выполняет приказы с первого этажа.
Эта же кабина направляется на вызов, если он поступил с этажа, расположенного выше другой кабины, идущей вниз.
Кабина, освободившаяся от пассажиров, остается на промежуточном этаже с закрытыми дверями в следующих случаях:
– вторая кабина стоит на первом этаже и нет зарегистрированных вызовов;
– вторая кабина остановилась на этаже, выполняя попутный вызов при движении вниз.
Кабина, освободившаяся от пассажиров на промежуточном этаже, отправляется на вызовы в следующих случаях:
вторая кабина находится на первом этаже и зарегистрированы вызовы с этажей выше либо ниже этажа, где находится первая кабина. В случае, когда к моменту закрытия дверей освободившейся кабины были вызовы как выше, так и ниже нее, кабина пойдет сначала на наивысший вызов, а остальные будут выполнены при ее движении вниз как попутные;
при опускании второй кабины и зарегистрированном вызове с этажа выше этой кабины.
Кабина, освободившаяся от пассажиров, автоматически отправляется вниз, если вторая кабина выбрала направление или поднимается.
Если зарегистрировано несколько приказов, кабина остановится на ближайшем по ходу движения кабины этаже.
Когда кабина с пассажирами поднимается, попутные вызовы не выполняются.
Ниже рассмотрена работа лифта в режиме «Нормальная работа» при парном управлении. В схему управления каждого из лифтов введены реле Е-К2. Они сблокированы так, что в случае, если выбрано направление движения вверх только на одном лифте, одновременное включение реле Е-К2 обоих лифтов исключено. При подъеме кабин обоих лифтов реле Е-К2 каждого из лифтов включены. Если на первом этаже находятся две свободные кабины и нажата кнопка вызова первого этажа, то открываются двери кабины того лифта, реле Е-К2 которого отключено, поскольку цепь на включение реле Т-К4, обеспечивающее открытие дверей, образуется через размыкающийся контакт реле Е-К2 (393—396).
К шине подключения вызовов каждого из лифтов питание подают через замыкающий контакт реле Е-К2 (367-365) своего лифта. Поэтому, если обе кабины находятся на одном этаже, то на вызов отправляется кабина лифта, реле Е-К2 которого включено.
Из двух кабин, двигавшихся вверх, на первый этаж отправится первая освободившаяся кабина, т. е. та, реле Е-К2 которой отключается первым. При этом реле Н-К1 включается по цепи, содержащей размыкающие контакты Е-К2 (331-399), Q-K1 (399—387), замыкающий контакт V-K4 (387-388), размыкающие контакты В-К2 (388-389) и В-К1 (389-390). После начала движс ния кабины вниз реле Н-К1 получает питание через замыкающие контакты реле Е-К6 (394-395) и F-K7 (395-387).
Если есть вызов с этажа выше опускающейся кабины, то на вызов отправляется вторая свободная кабина. Это осуществляется за счет того, что включается реле Е-КЗ идущей вниз кабины. Например, кабина лифта 1 движется вниз в зоне (га— 1) этажа, выше нее на га-м этаже зарегистрирован вызов, а кабина лифта 2 находится на первом этаже. Тогда по цепи, содержащей контакт реле регистрации вызова (п)-КВ, включенного через контакт кнопки вызова (п)-АВ1, диод (n)-VD5, размыкающие контакты реле КЕ вышележащих этажей, контакт V-K3 (381-361), замыкающий контакт реле Н-К1 (361-362), размыкающий контакт реле Т-К2 (362-363) включается реле Е-КЗ лифта 1. В результате замыкающий контакт Е-КЗ (347-348) подключает шину вызовов лифта 2, включается реле В-К1 и кабина отправляется на вызов с га-го этажа.
При возникновении неисправности на одном из двух лифтов после выдержки времени отключается реле Е-К1 неисправного лифта, его размыкающий контакт Е-К1 (347-348) подключает вызывную шину работающего лифта, который переходит в режим одиночного управления.
Работа лифта в режиме «Ревизия».
В этом режиме лифтом управляют с крыши кабины при ее движении на малой скорости. Для перевода лифта в режим «Ревизия» переключатель SA-1 устанавливают в положение «Управление из машинного помещения» и вынимают ключ из кнопочного поста на крыше кабины.
Вследствие этого ключ перестает воздействовать на блокировочный контакт ревизии SE7 и отключается реле Z-K6, с помощью которого подключается двухкнопочный пост АК2 с кнопками «Вверх» SB и «Вниз» SH, установленный на крыше кабины.
Для движения кабины вниз держат нажатой кнопку SH, которая подает питание через контакт V-K4 на реле Н-КЗ и F-K5, что приводит к включению контакторов КМ2 и КМ4. Контактом КМ4 включается реле S-K4, которое включает реле S-K2, за счет чего подается питание на тормозной магнит VA. Лебедка растормаживается, и кабина начинает движение на малой скорости. Когда прекращают нажимать на кнопку SH, кабина останавливается.
Движение кабины вверх начинается после того, как будет нажата кнопка SB, что приводит к включению реле В-КЗ и контактора КМ1. Цепь питания j реле В-КЗ и F-K5 при этом замкнута с помощью контакта реле V-K3.
Работа лифта в режиме «Управление из машинного помещения». Лифтом управляют с помощью кнопок j SB, SH и SC «Stop», установленных в шкафу управления. Переключатель SA1 ставят в положение «Управление из машинного помещения», при : котором контакт SA-1 (243-240) pa- I зомкнут, что отключает цепи вызова, приказа и открытия дверей, а контакт SA-1 (241-245) замкнут. Благодаря этому подключаются кнопки управления из машинного помещения.
В рассматриваемом режиме управления кабина движется на большой скорости, а замедляется и останавливается на крайних этажах автоматически. В любом месте кабина останавливается при нажатии на кнопку SC «Stop».
Работа лифта в режиме «Погрузка».
При этом режиме перевозят грузы в период заселения жилого дома. Из двух лифтов, которые входят в систему группового управления, в этом случае работает один лифт грузоподъемностью 600 кг или одиночный лифт той же грузоподъемности.
Для перевода лифта в режим погрузка поворачивают ключ в гнезде вызывного кнопочного аппарата, установленного на первом этаже. При этом замыкается контакт S,4, что приводит к включению реле Z-K4. Контакт Z-K4 (240-367) размыкается, отключая реле Е-К1 и Е-К2. Когда реле Е-К2 отключается, кабина лифта, переключенного в режим погрузка, автоматически отправляется на первый этаж и после ее остановки двери открываются и остаются открытыми за счет замкнутого состояния контакта Z-K4 (380-375), который поддерживает во включенном состоянии реле Т-К4.
При отключении реле Е-К1 второй лифт, который входит в систему группового управления, переключается в режим одиночной работы.
Работа лифта в режиме «Пожарная опасность». Из режима «Нормальная работа» в режим «Пожарная опасность» лифт переводится автоматически после подачи аварийного сигнала из системы пожарной защиты с помощью замыкающего контакта Р.
Предположим, что кабина с пассажирами в режиме нормальная работа поднимается на большой скорости и в этот момент поступил сигнал пожарная опасность. При замыкании контакта Р реле пожарной опасности включаются реле Z-Kl, Z-K2 и Z-K3, размыкается контакт Z-K1 (382-382), отключается реле В-К1, что вызывает замедление кабины и подход ее в зону точной остановки. После остановки кабины с помощью замкнутого контакта Z-K1 (397-387) включается реле Н-К1 и кабина спускается на первый этаж.
При остановке кабины после движения вверх ее двери не открываются из-за разомкнутого состояния контакта Z-K1 (262-263), а на первом этаже после прихода на него кабины двери открываются за счет замыкания контакта 1-КЕ (262-263).
После прихода кабины на первый этаж она остается стоять с открытыми дверями и не может быть отправлена по вызову или приказу. Это достигается тем, что замкнутый в режиме пожарная опасность контакт Z-K1 (03-313) препятствует отключению реле времени Q-K1, а замкнутый контакт Q-K1 (358-375) поддерживает питание катушки реле замедления Т-К4. Это реле своим размыкающим контактом Т-К4 (275-276) препятствует включению реле закрытия дверей DZ-K1.
Из режима пожарная опасность в режим нормальная работа лифт переводят из машинного помещения отключением и последующим включением вводного устройства QB или автоматического выключателя QF1.
Работа лифта в режиме «Перевозка пожарных подразделений». В этом режиме работают только лифты грузоподъемностью 630 кг. Лифт переводят в этот режим с помощью установленного в кабине контакта 5Л, входящего в состав поста управления лифтом А КЗ. При замыкании контакта SA (240-259) включается реле Z-K7.
При работе лифта в этом режиме дверями управляют с помощью кнопок открытия SD и закрытия SX, расположенных в кабине. Это достигается включением схемы управления в цепи катушек реле DO-K1 и DZ-K1. Контакт реле Z-K7 (256-261) замыкается, и питание реле DO-K1 и DZ-K1 переключается на узел этой схемы, содержащей контакты кнопок SD и SX.
Для повышения безопасности работы лифта в электрической схеме предусмотрена дополнительная автоматическая защита, отключающая лифт при случайном ручном воздействии на контакторы КМ-1 и КМ-2, которые включают двигатель лебедки Ml при открытых дверях кабины. Автоматическая защита лифта содержит контакт выключателя дверей кабины se1, подключенный к зажиму «Земля» и одному из зажимов катушки независимого рас-цепителя автомата qf1. Второй зажим катушки автомата qf1 подключен к зажиму 4с2, на котором появляется напряжение при включении контакторов КМ-1, КМ-2 и двигателя Ml.
В аварийном случае, когда контакторы КМ-1 и КМ-2 включаются при открытых дверях кабины, создается цепь: фаза питающей сети JI12 или л13, контакты км-1 (л13-4с2) или км-2 (л 12-4с2), катушка автомата qf1 (л10-040), контакт se1 (040-«Земля»). При этом катушка автомата qf1 получает питание, он отключается и, следовательно, отключается двигатель Ml.
Сигнализация о положении кабины в шахте осуществляется с помощью световых табло АН1 и АИ2, установленных соответственно в кабине и на площадке первого этажа. Каждое табло содержит лампы 1, 2, 3—п, (В — 1) и (в), загорающиеся при подходе кабины к уровню соответствующего этажа, и две лампы со стрелками «Вверх» и «Вниз», указывающие выбранное направление движения кабины. На всех этажных площадках, кроме первого и последнего этажей, установлено по две лампы 2-AW, 3-а w—(п)-а w—(в-1 )-aw со стрелками «Вверх» и «Вниз», указывающими направление движения кабины. На верхнем этаже установлена лампа av со стрелкой «Вниз».
Лампы, сигнализирующие о нахождении кабины в шахте, загораются при включении соответствующего этажного реле 1КЕ—(В)КЕ, замыкающие контакты которых подают напряжение на управляющие электроды тиристоров 1-vs1—(b)-vs1. Тиристоры открываются, и напряжение питания подается на лампы световых табло.
Лампы в световых указателях со стрелками на промежуточных этажах включаются по цепям, содержащим тиристоры 1-vs1—(b)-vs1 и группу контактов реле выбора направления движения В-К1 и Н-К1 и контактора большой скорости КМ-3, что обеспечивает включение сигналов «Вверх» и «Вниз» только при движении кабины с малой скоростью или при ее остановке.
Для поиска неисправностей в блокировочных цепях выключателей дверей шахты и устройств защиты лифта сделан вывод соответствующих зажимов от контролируемых цепей на рейку шкафа управления и установлена лампа искателя повреждений hl2.
Основную электрическую аппаратуру управления контролируют светодио-дами vq1—vq29, загорающимися при включении соответствующего реле.’
Для вызова обслуживающего персонала в случае неисправности лифта в кабине установлена кнопка при нажиме на которую раздается звонок НА2, установленный в диспетчерской. Схемой предусмотрена телефонная связь между машинным помещением, с одной стороны, и кабиной или площадкой первого этажа — с другой. С этой целью используют телефонную трубку с микрофоном ВМ1 и телефоном bf1, подключаемую к штепсельной розетке xs-4 в машинном помещении, и телефонную трубку с микрофоном вм2 и телефоном bf2, подключаемую к штепсельной розетке ХТ1 в кабине или к штепсельной розетке ХТ2 на площадке первого этажа. Для переключения телефонной связи используют переключатель 5Л2. Питание к телефонным трубкам подводится через выключатель телефонной связи sa4. Разговор по телефону вызывается звонком НА1 в машинном помещении и кнопками st 1 (в кабине) и st2 (на площадке первого этажа). Ремонтное освещение подключают через розетки хн1, хн2 и xs3.