Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети через конденсатор треугольником

Содержание
  1. Подключение электродвигателя 380В на 220В
  2. Общие правила подключения электродвигателя через конденсатор.
  3. Схемы подключения электродвигателя через конденсатор.
  4. Реверс электродвигателя подключенного на 220 Вольт через конденсатор.
  5. Использование группы (блока) конденсаторов.
  6. Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети: 3 схемы конденсаторного запуска с подробным объяснением
  7. Трехфазный асинхронный двигатель: на что обратить внимание до его подключения
  8. Механическое состояние статора и ротора: что может мешать работе двигателя
  9. Электрические характеристики статорных обмоток: как проверять схему сборки
  10. Электрические методики проверки схемы сборки обмоток
  11. Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети по схеме звезды
  12. Схема треугольник: преимущества и недостатки
  13. Как подобрать конденсаторы: 3 важных критерия
  14. Схема сдвига фаз токов конденсаторами и дросселем: что мне не понравилось
  15. Меры безопасности при подключении трехфазного двигателя: напоминание
  16. Рейтинг статьи
  17. Рекомендуем прочитать:
  18. Комментарии 26

Подключение электродвигателя 380В на 220В

Общие правила подключения электродвигателя через конденсатор.

Подключение электродвигателя 380В на 220В выполняется через конденсатор. Для такого подключения необходимо использовать бумажные (или пусковые) конденсаторы, при этом ВАЖНО чтобы номинальное напряжение конденсатора было больше либо равно напряжению сети (при этом рекомендуется что бы напряжение конденсатора было в 2 раза больше напряжения сети). Могут применяться конденсаторы следующих марок (типов):

МБГО, МБГЧ, МБГП, МБГТ, МБГВ, КБГ, БГТ, ОМБГ, K42-4, К42-19 и др.

Емкость конденсатора можно определить по формулам приведенным ниже, либо с помощью онлайн расчета емкости.

Первое, что необходимо сделать — это правильно соединить выводы обмоток электродвигателя. Как уже известно из статьи: схемы соединения обмоток электродвигателя обмотки электродвигателя можно соединить по схеме «звезда» (обозначается — Y) или по схеме «треугольник» (обозначается — Δ), при этом, как правило для подключения электродвигателя на 220В применяется схема «треугольник» , что бы определиться со схемой соединения обмоток необходимо посмотреть паспортные данные электродвигателя на прикрепленном к нему шильдике:

Запись: «Δ/ Y 220/380V» обозначает, что для подключения данного электродвигателя на 220В необходимо соединить его обмотки по схеме «треугольник», а для подключения на 380В — по схеме «звезда», как это сделать читайте здесь.

Второе, с чем необходимо определиться — это как будет производиться запуск электродвигателя, под нагрузкой (когда уже в момент запуска электродвигателя к его валу приложена нагрузка и он не может свободно вращаться) либо без нагрузки (когда вал электродвигателя в момент запуска свободно вращается, например наждак, вентилятор, циркулярная пила и т.п.).

При запуске двигателя без нагрузки применяется 1 конденсатор который называется рабочим, а при необходимости запуска двигателя под нагрузкой в схеме, помимо рабочего, дополнительно применяется 2-ой конденсатор который называется пусковым, он включается только в момент запуска.

Разберем схемы подключения электродвигателя 380 на 220 для обоих случаев:

Схемы подключения электродвигателя через конденсатор.

1) Подключение электродвигателя через конденсатор по схеме «треугольник», запуск — без нагрузки:

Емкость рабочего конденсатора для подключения электродвигателя при схеме соединения обмоток «треугольником» рассчитывается по формуле:

Cр=4800 * Iн/Uс ; мкф

где: Iн-номинальный ток электродвигателя в Амперах (принимается в соответствии с паспортными данными электродвигателя); Uс — напряжение сети в Вольтах.

В схеме для включения электродвигателя применяется однополюсный автоматический выключатель, однако его использование необязательно, можно включать электродвигатель напрямую в сеть через розетку используя обычную штепсельную вилку или, например, включать его через обычный выключатель освещения.

2) Подключение электродвигателя через конденсатор по схеме «звезда», запуск — без нагрузки:

Емкость рабочего конденсатора для подключения электродвигателя при схеме соединения обмоток «звездой» рассчитывается по формуле:

Cр=2800 * Iн/Uс ; мкф

где: Iн-номинальный ток электродвигателя в Амперах (принимается в соответствии с паспортными данными электродвигателя); Uс — напряжение сети в Вольтах.

В случае если запуск двигателя 380 на 220 Вольт происходит под нагрузкой, в схеме дополнительно должен применяться пусковой конденсатор иначе силы момента на валу электродвигателя не хватит для его раскрутки и двигатель не сможет запуститься.

Пусковой конденсатор подключается параллельно рабочему и должен включаться только в момент запуска двигателя, после того как двигатель наберет обороты его необходимо отключать.

Емкость пускового конденсатора должна быть в 2,5 — 3 раза больше рабочего.

Cп= (2,5…3) * Cр ; мкф

При данной схеме для запуска электродвигателя необходимо нажать и держать кнопку SB, после чего подать напряжение включив автоматический выключатель, как только двигатель запустится кнопку SB необходимо отпустить. В качестве кнопки так же можно использовать обычный выключатель.

Однако лучшим вариантом для подключения электродвигателя 380 на 220 является использование ПНВС-10 (пускатель нажимной с пусковым контактом):

Кнопки «пуск» в этих пускателя имеют 2 контакта один из них при отпускании кнопки «пуск» размыкается отключая пусковой конденсатор, а второй остается замкнутым и через него подается напряжение на электродвигатель через рабочий конденсатор, отключение производится кнопкой «стоп».

Реверс электродвигателя подключенного на 220 Вольт через конденсатор.

Итак, из схем приведенных выше следует, что при любом способе соединения обмоток (звезда или треугольник) в клеммной коробке двигателя остается три точки для его подключения к сети, условно: на первый вывод подключается ноль, на второй — фаза, а на третий подается фаза через конденсатор, но что делать если двигатель при запуске начал вращаться не в ту сторону в которую необходимо? Что бы изменить направление вращения двигателя подключенного через конденсатор необходимо просто переключить фазный провод с одного вывода электродвигателя на другой, а нулевой провод при этом оставить на том же выводе, т.е. условно: ноль оставить на первом выводе, фазу подать на третий, а на второй подать фазу через конденсатор.

Т.к. переключение выводов в клеммной коробке занимает определенное время, то в случае необходимости часто менять направление вращения конденсаторного электродвигателя лучше применять схему подключения через однополюсный пакетный переключатель на 2 направления:

При такой схеме в положении пакетного выключателя «0» двигатель будет отключен, а при положениях «1» и «2» запускаться по часовой либо против часовой стрелки.

Использование группы (блока) конденсаторов.

При подключении электродвигателя через конденсатор очень важно как можно точнее подобрать его емкость. Чем ближе будет значение фактической емкости конденсатора к расчетной тем более оптимальным будет сдвиг вектора напряжения относительно вектора тока, что в свою очередь даст более высокие показатели момента на валу двигателя и его КПД.

Например: согласно расчету необходимая емкость рабочего конденсатора составила 54 мкФ, при этом найти конденсатор подходящей емкости не удается, в таком случае наиболее целесообразным вариантом является использование группы параллельно соединенных конденсаторов (конденсаторного блока).

Как известно, при параллельном соединении конденсаторов их емкость суммируется, таким образом, что бы получить нужные нам 54 мкФ можно использовать 2 параллельно соединенных конденсатора — на 40 и на 14 мкФ (40+14=54), либо любое другое количество конденсаторов суммарная емкость которых будет давать нужное значение, например 30, 20 и 4 мкФ:

Примечание: Все конденсаторы в группе должны быть одного типа, иметь одинаковое номинальное напряжение и частоту.

Подробнее о схемах подключения конденсаторов и расчета их характеристик читайте в статье: Схемы соединения конденсаторов — расчет емкости.

Была ли Вам полезна данная статья? Или может быть у Вас остались вопросы? Пишите в комментариях!

Не нашли на сайте статьи на интересующую Вас тему касающуюся электрики? Напишите нам здесь. Мы обязательно Вам ответим.

Источник

Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети: 3 схемы конденсаторного запуска с подробным объяснением

Владелец гаража или частного дома часто нуждается в работе станка либо наждака с асинхронным электродвигателем для обработки металлов, древесины. А в наличии имеется только напряжение 220 вольт.

Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети в этом случае можно выполнить несколькими способами. Здесь я буду рассматривать три доступные и распространенные схемы конденсаторного запуска.

Все они не раз опробованы на личном опыте.

Сразу предупреждаю опытных электриков, открывших эту статью: материал подготовлен для начинающих мастеров. Поэтому он объемный. Если нет желания все читать, то вот вам краткие советы:

  • используйте схему треугольник, предварительно проверив исправность двигателя;
  • выбирайте рабочие конденсаторы из расчета 70 микрофарад на 1 киловатт мощности, а пусковые увеличьте в 2-3 раза;
  • в процессе наладки откорректируйте емкости по величине нагрузки и нагреву обмоток;
  • не забывайте соблюдать меры безопасности с электрическим током и инструментом.

Все остальное рекомендую новичкам внимательно прочитать и осмыслить в той последовательности, как я излагаю.

На своем опыте не раз убеждался, что первоначальная проверка технического состояния оборудования позволяет исключить многие ошибки, экономит общее время работы, значительно предотвращает травмы и аварии.

Трехфазный асинхронный двигатель: на что обратить внимание до его подключения

За небольшим исключением асинхронник нам достается в неизвестном состоянии. Очень редко на него есть свидетельство о проверке и заверенная гарантия от электролаборатории.

Даже в этом случае я рекомендую убедиться в его исправности лично.

Механическое состояние статора и ротора: что может мешать работе двигателя

Неподвижный статор состоит из трех частей: среднего корпуса и двух боковых крышек, стянутых шпильками. Обращайте внимание на зазор между ними, усилие стягивания гайками.

Корпус должен быть плотно сжат. Внутри него на подшипниках вращается ротор. Попробуйте покрутить его от руки. Оцените приложенное усилие: как работают подшипники, нет ли биений.

Без должного опыта мелкие дефекты таким способом не выявить, но случай грубого заклинивания сразу проявится. Послушайте шумы: нет ли при вращении задевания ротором элементов статора.

После включения двигателя на холостой ход и непродолжительной работы еще раз послушайте звуки вращающихся частей.

В идеале лучше разобрать статор, оценить визуально его состояние, промыть загрязненные подшипники ротора и полностью заменить их смазку.

Электрические характеристики статорных обмоток: как проверять схему сборки

Все основные параметры электродвигателя производитель указывает на специальной табличке, прикрепленной к корпусу статора.

Этим заводским характеристикам можно верить только в том случае, если вы уверены, что после завода никто из электриков не изменил схему подключения обмоток и не сделал непроизвольных ошибок. А случаи такие мне попадались.

Да и сама табличка со временем может стереться или потеряться. Поэтому предлагаю разобраться с технологией раскрутки ротора.

Для понимания электротехнических процессов, протекающих внутри статора двигателя, удобно представить его в виде обыкновенного тороидального трансформатора, когда на кольцевом сердечнике магнитопроводе симметрично расположены три равнозначные обмотки.

Вам понравится:  Микросхемы тда полный справочник

Схема статора собрана внутри закрытого корпуса, из которого выведены только шесть концов обмоток.

Они маркируются и подключаются на закрытом крышкой клеммнике для сборки по схеме звезды или треугольника типовой перестановкой перемычек.

На правой части картинки показана сборка треугольника. Схему расположения перемычек для звезды публикую ниже.

Электрические методики проверки схемы сборки обмоток

Но не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Существует целый ряд двигателей с отклонением от этих правил.

Например, производитель может выпускать электродвигатели не универсального использования, а для работы в конкретных условиях с подключением обмоток по схеме звезды.

В этом случае он может собрать три конца обмоток внутри корпуса статора, а наружу вывести только четыре провода для подключения к потенциалам фаз и нуля.

Монтаж этих концов обычно выполняется в районе задней крышки. Для переключения обмоток на треугольник потребуется вскрывать корпус и делать дополнительные выводы.

Это не сложная работа. Но она требует бережного обращения с лаковым покрытием медного провода. При изгибах проволоки возможно его повреждение, что повлечет нарушение изоляции и создаст межвитковое замыкание.

Что делать, если маркировка выводов отсутствует

На старом асинхронном двигателе провода могут быть сняты с клемм, а заводская маркировка утеряна. Попадались и такие экземпляры, когда из корпуса просто торчали наружу шесть концов. Их необходимо вызвонить и промаркировать.

Работу выполняем в два этапа:

  1. Проверяем принадлежность концов обмоткам.
  2. Определяем и маркируем каждый вывод.

На первом этапе работаем мультиметром или тестером в режиме омметра. Ставим первый щуп произвольно на один вывод, а вторым — ищем из пяти оставшихся проводов тот, где прибор покажет закороченную цепь. Помечаем оба конца, как принадлежащие к одной обмотке.

С оставшимися четырьмя выводами поступаем аналогично. В итоге мы получаем три пары проводов от каждой обмотки.

Как найти конец и начало обмотки: 2 способа

Можно вести поиск с помощью вольтметра:

  1. и батарейки;
  2. или источника пониженного переменного напряжения.

Первый метод основан на том, что импульс тока, поданный на одну из трех обмоток, трансформируется в двух остальных.

Для этого на произвольно выбранный конец К1 подключают минус батарейки, а плюсовым контактом кратковременно касаются второго вывода. По цепи проходит импульсный бросок тока и наводит ЭДС в двух других обмотках.

С помощью вольтметра постоянного тока по отклонению стрелки проверяется полярность наведенного напряжения в каждой обмотке. Началом помечается тот вывод, который соответствует положительному потенциалу (стрелка прибора движется вправо при замыкании и влево при размыкании цепи батарейкой).

После маркировки концов рекомендую сделать контрольную проверку правильности их нанесения подачей импульса на другую обмотку.

Второй способ основан на использовании источника переменного напряжения безопасной величины 12-36 вольт.

Концы двух любых обмоток замыкают в параллель и на них подключают вольтметр. На оставшуюся третью обмотку подают переменное напряжение и смотрят на показание прибора.

Если наведенная ЭДС соответствует поданному напряжению, то эти две обмотки включены в одной полярности. Одинаково помечают их начала и концы. При нулевом показании вольтметра концы одной из обмоток необходимо вывернуть и сделать повторный замер.

Затем одну из промаркированных обмоток, например №3, соединяют с первой и подключают к ним вольтметр. На освободившуюся №2 снова подают переменное напряжение. По величине ЭДС на вольтметре судят о полярности выводов.

После окончания маркировки делают контрольный замер для проверки выполненной работы.

Когда нет под рукой понижающего трансформатора или безопасного блока питания, то опытный электрик с правом самостоятельной работы под напряжением, может воспользоваться обыкновенной лампой накаливания ватт на 60.

Ее используют в качестве делителя напряжения, подключая последовательно к одной обмотке электродвигателя. На собранную цепочку подают 220 вольт, а на двух других измеряют напряжение вольтметром.

Как оценить состояние изоляции обмоток

Отдельная часть блогеров умалчивает о необходимости этой проверки. Они считают, что без нее можно обойтись в большинстве случаев.

Однако до включения двигателя под напряжение я рекомендую:

  • взять мегаомметр с выходным напряжением на 1000 вольт;
  • проверить им изоляцию между каждой отдельной обмоткой и корпусом, а также между всеми обмотками;
  • если она выше 0,5 Мом, то считать стартер исправным. В противном случае придется его ремонтировать. Довольно часто помогает просушка сухим и теплым воздухом.

При сборке двигателя каждая катушка статора мотается медным проводом одной длины и сечения. Поэтому все они имеют строго одинаковое резистивное сопротивление.

Если в обмотке возникло межвитковое замыкание, то его, как правило, можно определить замером мультиметра в режиме омметра. Для этого внимательно анализируйте и сравнивайте активные сопротивления каждой цепочки.

Как проверяют магнитное поле статора на заводе

При подаче напряжения на исправный электродвигатель создается вращающееся магнитное поле. Его визуально оценивают с помощью металлического шарика, который повторяет вращение.

Я не призываю вас повторять такой опыт. Пример этот призван помочь понять, что работа асинхронного двигателя основана на взаимодействии магнитных полей статора и ротора.

Только правильное подключение обмоток обеспечивает вращение шарика или ротора.

Мощность электродвигателя и диаметр провода обмотки

Это две взаимосвязанных величины потому, что поперечное сечение проводника выбирается по способности противостоять нагреву от протекающего по нему току.

Если на двигателе отсутствует табличка, то о его мощности можно судить по двум признакам:

  1. Диаметру провода обмотки.
  2. Габаритам сердечника магнитопровода.

После вскрытия крышки статора проанализируйте их визуально.

Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети по схеме звезды

Начну с предупреждения: даже опытные электрики во время работы допускают ошибки, которые называются «человеческий фактор». Что уж говорить про домашних мастеров…

Поэтому рекомендую в обязательном порядке подачу напряжения на собранную схему выполнять только через отдельный автоматический выключатель SF, правильно подобранный по нагрузке. Он спасет жизнь и здоровье.

Схема подключения звезды показана на картинке.

Концы обмоток собраны в одну точку горизонтальными перемычками внутри клеммной коробки. На нее никакие внешние провода не подключены.

Фаза (через автоматический выключатель) и ноль бытовой проводки подаются на две разные клеммы начал обмоток. К свободной клемме (на рисунке Н2) подключена параллельная цепочка из двух конденсаторов: Cp — рабочий, Сп — пусковой.

Рабочий конденсатор соединен второй обкладкой жестко с фазным проводом, а пусковой — через дополнительный выключатель SA.

При запуске электродвигателя ротор необходимо раскрутить из состояния покоя. Он преодолевает усилия трения подшипников, противодействия среды. На этот период требуется повысить величину магнитного потока статора.

Делается это за счет увеличения тока через дополнительную цепочку пускового конденсатора. После выхода ротора на рабочий режим его нужно отключить. Иначе пусковой ток перегреет обмотку двигателя.

Выполнять отключение цепочки пуска простым переключателем не всегда удобно. Для автоматизации этого процесса используют схемы с реле или пускателями, работающими по времени.

Среди мастеров самодельщиков пользуется популярностью кнопка пуска от советских стиральных машин активаторного типа. У нее встроено два контакта, один из которых после включения отключается автоматически с задержкой: то, что надо в нашем случае.

Если приглядитесь внимательно на принцип подачи однофазного напряжения, то увидите, что 220 вольт приложены к двум последовательно подключенным обмоткам. Их общее электрическое сопротивление складывается, ослабляя величину протекающего тока.

Схема треугольник: преимущества и недостатки

Подключение электродвигателя по этому способу предполагает использование той же внешней цепочки, что и у звезды. Фаза, ноль и средняя точка нижних обкладок конденсаторов монтируются последовательно на три перемычки клеммной коробки.

За счет переключения выводов обмоток по схеме треугольника подводимое напряжение 220 создает больший ток в каждой обмотке, чем у звезды. Здесь меньшие потери энергии, выше КПД.

Для формирования фазосдвигающей цепочки здесь требуется использовать меньшую емкость рабочих и пусковых конденсаторов.

При включении двигатель он может начать вращение не в ту сторону, которая требуется. Нужно сделать ему реверс.

Для этого достаточно в обеих схемах (звезды или треугольника) поменять местами приходящие от сети провода на клеммной колодке. Ток потечет по обмотке в противоположную сторону. Ротор изменит направление вращения.

Как подобрать конденсаторы: 3 важных критерия

Трехфазный двигатель создает вращающееся магнитное поле статора за счет равномерного прохождения синусоид токов по каждой обмотке, разнесенных в пространстве на 120 градусов.

В однофазной сети такой возможности нет. Если подключить одно напряжение на все 3 обмотки сразу, то вращения не будет — магнитные поля уравновесятся. Поэтому на одну часть схемы подают напряжение, как есть, а на другую сдвигают ток по углу вращения конденсаторами.

Сложение двух магнитных полей создает импульс моментов, раскручивающих ротор.

От характеристик конденсаторов (величины емкости и допустимого напряжения) зависит работоспособность создаваемой схемы.

Для маломощных двигателей с легким запуском на холостом ходу в отдельных случаях допустимо обойтись только рабочими конденсаторами. Всем остальным движкам потребуется пусковой блок.

Обращаю внимание на три важных параметра:

  1. емкость;
  2. допустимое рабочее напряжение;
  3. тип конструкции.

Как подобрать конденсаторы по емкости и напряжению

Существуют эмпиреческие формулы, позволяющие выполнять простой расчет по величине номинального тока и напряжения.

Однако люди в формулах часто путаются. Поэтому при контроле расчета рекомендую учесть, что для мощности в 1 киловатт требуется подбирать емкость на 70 микрофарад для рабочей цепочки. Зависимость линейная. Смело ей пользуйтесь.

Конденсаторы рассчитываются под максимальное значение тока, допустимого по условиям нагрева провода. При этом расходуется много электроэнергии.

Если же электродвигатель преодолевает нагрузки меньшей величины, то емкость конденсаторов желательно снизить. Делают это опытным путем при наладке, замеряя и сравнивая токи в каждой фазе амперметром.

Чаще всего для пуска асинхронного электродвигателя используют металлобумажные конденсаторы.

Они хорошо работают, но обладают низкими номиналами. При сборке в конденсаторную батарею получается довольно габаритная конструкция, что не всегда удобно даже для стационарного станка.

Сейчас
промышленностью выпускаются малогабаритны электролитические конденсаторы, приспособленные для работы с электродвигателями на переменном токе.

Их внутреннее устройство изоляционных материалов приспособлено для работы под разным напряжением. Для рабочей цепочки оно составляет не менее 450 вольт.

У пусковой схемы с условиями кратковременного включения под нагрузку оно уменьшено до 330 за счет снижения толщины диэлектрического слоя. Эти конденсаторы меньше по габаритам.

Вам понравится:  Лампа для выравнивания вмятин без покраски своими руками

Это важное условие следует хорошо понимать и применять на практике. Иначе конденсаторы на 330 вольт взорвутся при длительной работе.

Скорее всего для конкретного двигателя одним конденсатором не отделаться. Потребуется собирать батарею, используя последовательное и параллельное соединение их.

При параллельном подключении общая емкость суммируется, а напряжение не меняется.

Последовательное соединение конденсаторов уменьшает общую емкость и делит приложенное напряжение на части между ними.

Какие типы конденсаторов можно использовать

Номинальное напряжение сети 220 вольт — это действующая величина. Ее амплитудное значение составляет 310 вольт. Поэтому минимальный предел для кратковременной работы при запуске выбран 330 V.

Запас напряжения до 450 V для рабочих конденсаторов учитывает броски и импульсы, которые создаются в сети. Занижать его нельзя, а использование емкостей с большим резервом значительно увеличивает габариты батареи, что нерационально.

Для фазосдвигающей цепочки допустимо использовать полярные электролитические конденсаторы, которые созданы для протекания тока только в одну сторону. Схема их включения должна содержать токоограничивающий резистор в несколько Ом.

Без его использования они быстро выходят из строя.

Схема сдвига фаз токов конденсаторами и дросселем: что мне не понравилось

Это третья обещанная в заголовке конструкция, которую я реализовал два десятка лет назад, проверил в работе, а потом забросил. Она позволяет использовать до 90% трехфазной мощности двигателя, но обладает недостатками. О них позже.

Собирал я преобразователь трехфазного напряжения на мощность 1 киловатт.

В его состав входят:

  • дроссель с индуктивным сопротивлением на 140 Ом;
  • конденсаторная батарея на 80 и 40 микрофарад;
  • регулируемый реостат на 140 Ом с мощностью 1000 ватт.

Одна фаза работает обычным способом. Вторая с конденсатором сдвигает ток вперед на 90 градусов по ходу вращения электромагнитного поля, а третья с дросселем формирует его отставание на такой же угол.

В создании фазосдвигающего магнитного момента участвуют токи всех трех фаз статора.

Корпус дросселя пришлось собирать механической конструкцией из дерева на пружинах с резьбовой настройкой воздушного зазора для наладки его характеристик.

Конструкция реостата — это вообще «жесть». Сейчас его можно собрать из мощных сопротивлений, купленных в Китае.

Мне даже приходила мысль использовать водяной реостат.

Но я от нее отказался: уж слишком опасная конструкция. Просто намотал на асбестовой трубе толстую стальную проволоку для проведения эксперимента, положил ее на кирпичи.

Когда запустил двигатель циркулярной пилы, то он работал нормально, выдерживал приложенные нагрузки, нормально распиливал довольно толстые колодки.

Все бы хорошо, но счетчик намотал двойную норму: этот преобразователь берет такую же мощность на себя, как и двигатель. Дроссель и проволока неплохо нагрелись.

Из-за высокого потребления электроэнергии, низкой безопасности, сложной конструкции я не рекомендую такой преобразователь.

Меры безопасности при подключении трехфазного двигателя: напоминание

Сначала я повторюсь с рекомендацией использовать все подключения только через отдельный автоматический выключатель. Это очень важно.

Работы по наладке схемы под напряжением должны выполнять обученные люди. Знание ТБ — обязательное условие.

Использование разделительного трансформатора значительно сокращает риск попасть под действие тока. Поэтому используйте его при любых наладочных работах под напряжением.

Специальный инструмент электрика с диэлектрическими рукоятками не только облегчает работу, но и сохраняет здоровье. Не пренебрегайте им!

В заключение рекомендую посмотреть полезное видео владельца Сергея Герасимчука по подключению трехфазного двигателя к однофазной сети.

как подключить трехфазный двигатель в однофазную сеть

Если остались вопросы или заметили неточности, то воспользуйтесь разделом комментариев.

Рейтинг статьи

Рекомендуем прочитать:

Комментарии 26

В схеме подключения полярных конденсаторов неправильно указана полярность

«Мелочь», конечно, но такая ошибка — это как саперу назвать не тот цвет провода. Исправьте это.

Благодарю, Alex, за подсказку. Действительно ошибка вкралась в схему. Это еще раз подтверждает, что надо быть внимательным во всем. Буду исправлять схему.

Здравствуйте! Хотел бы уточнить.
Исправили на данный момент или нет?
Дело в том что это уже третий вариант подобной схемы, хотелось бы истину =)
Спасибо.

Здравствуйте, Ramzes.
благодарю за вопрос. Если вы спрашиваете про коммент от Alex о схеме подключения полярных конденсаторов, то исправил. Там по ошибке плюс не на той стороне нарисован был. Сейчас все нормально. А каких два других варианта вы видели. Дело в том, что иногда ее рисуют так, как я показал правее и зачеркнул накрест красными линиями или без токоограничивающего резистора.

Спасибо за оперативность, Алексей!
В тех других схемах отличия в полярности конденсаторов и диодов, плюс как вы справедливо заметили отсутствие резистора.
electrik.info/main/school/1008-elektroliticheskie-kondensatory.html
skrutka.ru/sk/tekst.php?id=40
Зачастую советуют соединять электрлиты именно минусом, вот и смутили все эти различия.

Вообще в вашей статье нашёл ещё одну интересную вещь. При определении мощности для треугольника по формуле везде где читал ставят коэффициент 4800. И соответственно значение получал запредельно огромное. У меня 2.2квт довольно уверенно работает на 100 мкф. При увеличении появляется гул и тп. По вашим формулам коэффициент именно 2800 что примерно 102 мкф!
Потому и решил пообщаться именно с вами. Склоняясь что ваши форумы актуальны.
Спасибо!

Дело в том, что не стоит всегда просто копировать схему, а надо просто представить как она должна работать. Через полярный конденсатор должен течь только постоянный ток и в том направлении, как он создан. Поэтому на нем и обозначают клеммы (+) и (-). Вот когда я первый раз перечерчивал эту схемку, то чисто механически перепутал обозначения и не заметил. Хорошо, что меня подправили.
Теперь о формулах: они все дают чисто ориентировочный результат. На работу двигателя всегда влияет нагрузка, которая прикладывается к валу. Формулы подбираются по максимальной, а на практике это не всегда соблюдается. Очень давно подбирал пусковые и рабочие конденсаторы к циркулярке. Для этого в каждую обмотку врезал амперметр, пытался добиться сбалансированных токов во всех обмотках. Вот тогда и увидел, как они сильно меняются при изменении усилия на валу: в одной резко возрастает, а другой — падает. Приходится всегда после предварительного расчета настраивать какой-то средний режим и останавливаться на нем. В релейной защите это называют наладкой. Все проверяется практикой.

Здравствуйте! У меня двигатель на компрессоре, 2,2 kw, вышел из строя конденсатор пусковой, заменил, начало просто кз при включение в сеть. Двигатель 3х фазный на 220вольт. В чем причина может быть? Кроме замены кондетсатора, не чего не было тронуто.

Здравствуйте, Рустам.
В работающих электрических схемах все сбалансировано. Если ломается что-то одно, то существует большая вероятность повреждения других деталей.
Причины выхода из строя пускового конденсатора могут быть разные, но скорее всего он перегревался.
Я предлагаю проверить исправность всей схемы, замерить номиналы рабочего и пускового конденсаторов. Особое внимание обратите на состояние обмоток двигателя. Проверьте изоляцию между ними мегаомметром, отсутствие межвиткового замыкания.
Неисправность может возникнуть при неправильном подборе конденсаторов. Все формулы расчета емкости созданы для упрощения их подбора по номинальной нагрузке. При работе усилие на валу двигателя часто не соответствует этой величине. Токи в разных обмотках отличаются. Ведь это не трехфазный равномерный режим, а приближенный к нему.
Поэтому в статье я рекомендую после первого запуска под нагрузкой делать дополнительную наладку пускового и рабочего конденсаторов: измерять токи в каждой обмотке и не допускать их превышения за счет более точного подбора емкости.

добрый день
подключил двигатель 380В к сети 220В, вроде все работает, но он сильно нагревается! в чем может быть проблема?
двигатель импортный, из него выходит 4 провода красный, черный, белый и зеленый. видимо зеленый это земля, а остальные это три обмотки собранные по схеме звезда. так мне подсказали)
собирал по схеме звезда. пусковой 250мкФ 300В, рабочий из 100+50мкФ (по факту на всех написано пусковые, в чипидип сказали так можно)
что не так? из-за чего греется. может этот двигатель вообще не предназначен для перевода на 220? или что-то неправильно собрал?

ДОбрый день
помогите пожалуйста разобраться
приобрел двигатель 380В, три фазы, импортный, 1500Ватт. из него 4 провода: красный, белый, черный и зеленый, по всей видимости зеленый — земля, остальные обмотки соединенные по схеме звезда. при подключении использовал схему звезда. пусковой 250 мкФ 300В рабочий из 100+50мкФ (по факту все конденсаторы одинаковые, на них написано пусковые, я не разбираюсь, мне продавец в чипидип сказал, что эти конденсаторы так можно использовать)
запустив двигатель оставил его поработать на 1-2 минуты, выключил, он начал греться, после выключения тепло как бы прошло наружу и он стал очень горячим.
в чем проблема?

Андрей, извини за задержку с ответом.
Тебе попался профессиональный продавец и он качественно выполнил свою задачу — продал товар. Только вот напряжение конденсаторов 300 вольт — это на грани фола. Они могут взорваться. Причина в том, что, грубо говоря, это постоянная величина, выше которой они не предназначены работать. А они подвергаются в цепи переменного тока действующему напряжению 220 вольт, которое уменьшено от амплитудного значения примерно в 1,41 раза. Более подробно об этом читай в статье формулу электрического напряжения. Другими словами, на конденсатор постоянно будут действовать пики напряжения 220х1,41=310 вольт. Это в лучшем случае. А при достижении в сети верхней нормы 253 вольта еще больше возрастает.
Для работы двигателя надо подбирать конденсаторы, рассчитанные на эксплуатацию в сети минимум 400 вольт.
Второе мое замечание: не зная устройства двигателя и схемы подключения обмоток сразу подавать на него напряжение — довольно рискованное занятие. Надо было его разобрать, провести внутренний осмотр и проследить выводы обмоток.
Будем надеяться, что обмотки не перегреты и остались целыми. Но в любом случае осмотри их.
Третий пункт. В статье писал, что любой трехфазный двигатель в однофазную сеть подключается для выполнения определенной работы (под конкретной нагрузкой). Нет универсальной формулы подбора конденсаторов. Все, что указано в учебниках — на основе опыта по максимальной приложенной мощности. Но после их установки нужна наладка — уточнение токов в каждой обмотке и корректировка номиналов конденсаторов. Иначе схема будет при работе греться.
Когда емкость конденсаторов мала, то они не позволяют двигателю набрать нормальные обороты, если она большая, то по обмоткам протекают повышенные токи, которые перегревают изоляцию. Во время наладки по действующей нагрузке выбирают оптимальный вариант.

Вам понравится:  Антенна dbi это сколько

Появилось ещё больше вопросов.
В схеме подключения полярных конденсаторов. Какие диоды нужно поставить как их подобрать?
Какое сопротивление и как его подобрать?
Опишите как эта схема работает и почему там 4 конденсатора нарисованно? Двух мало? Или одного
С одним рабочим конденсатором нельзя? Или с двумя рабочим и пусковым?
Я спрашиваю только про полярные конденсаторные подключения…
Если я правильно понял то левый диод работает с правыми, а правый с левыми конденсаторами в схеме в зависимости от импульса то в одну то в другую сторону, так?
То для чего стоит резистор если сам кондёр является резистором в этой схемме или я ошибаюсь?
Да и для чего этот резистор вообще нужен, без него работать будет?
Как я понял это для разряда конденсатора когда он выключен, чтобы не шарахнкло током, когда полезешь чинить. Но в процессе работы он же тогда нафиг не нужен и будет только создавать лишнею потерю энергии или не так?
Я в этом не шарю по этому и спрашиваю))
Мне надо подключить в 220 вольт 3 двигателя 380вольтнве 4квт,1,5квт и 0,3квт на токарном станке они стоят 1м95. Вот и и думаю как проще это и дешевле это сделать.

Павел, здравствуйте.
Все дело в том, что обычный конденсатор способен проводить переменный ток в любую сторону. Конструкция полярного конденсатора не обладает этим свойством. Он создан для работы в цепях постоянного тока и безопасно работает только при определенном направлении электрической энергии: от плюса к минусу. Для этого на нем всегда делается маркировка «+» и «—».
Если ее не соблюдать, то он немного поработает и взорвется. Поэтому его подключают через диод, который запирает одну полуволну синусоиды, а вторую пропускает.
Поскольку полуволн две, то на каждую из них работает своя схема. На картинке просто показан принцип подключения нескольких емкостей.
Резистор называется токоограничивающим потому, что ограничивает ток или по-другому защищает конструкцию конденсаторов от перегрева и повреждения.
Диоды подбирайте так, чтобы они могли свободно выдерживать величину тока, протекающего через них.
Эта схема позволяет безопасно эксплуатировать полярные конденсаторы в цепях переменного тока. Если вы их используете для рабочей цепочки и пусковой, то вам придется ее повторять.
Еще совет: при конденсаторном запуске трехфазный движок может потерять в мощности до 50%. Для каждого двигателя конденсаторы потребуется подбирать после запуска по рабочей нагрузке, ибо иначе возможно излишнее нагревание обмоток.
Имеется еще альтернативный запуск без конденсаторов. Он описан тоже у меня на блоге.Он описан тоже у меня на блоге. Оцените этот вариант подключения.
Подумайте над приобретением частотного преобразователя. Сейчас его можно приобрести относительно не дорого. Он избавит от многих ошибок, которые вы можете допустить, не обладая должным опытом работы.

Спасибо буду думать

Вариант с частотником более дорогой, но надежный. При выборе по мощности для движка 4 кВт его можно использовать и для работы остальных поочередно. КПД самое высокое будет.

Я вот не великий электрик, но все же вообще сомневаюсь в работоспособности этой схемы. Почему? Потому что всегда представлял себе конденсатор в виде двух пластин, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, к которым припаяны выводы. Чем больше площадь этих пластин и чем меньше расстояние между ними, тем больше емкость конденсатора. Но так как эти пластины не касаются друг друга, то любой конденсатор, вне зависимости от его емкости и конструктивных особенностей, не способен проводить электрический ток. Ток в цепи конденсатора возможен лишь в том случае, когда происходит его заряд от источника напряжения или разряд при подключении его к какому-нибудь потребителю. Время существования этого тока определяется емкостью самого конденсатора и дополнительными элементами цепи, ограничивающими ток.
Так вот к чему это я все: если мы рассмотрим приведенную схему и попытаемся хотя бы фломастером нарисовать направление тока, то будет очевидным, что в тот момент времени, когда у нас «+» приложенного напряжения окажется слева, а «-» справа, то ток потечет через открытый диод VD1, через резистор и конденсаторы С2 и С4. И течь он будет до тех пор, пока эти два конденсатора не зарядятся. Небольшой ток так же пойдет и через конденсаторы С1 и С3, стремящийся их зарядить (с обратной полярностью) до небольшого напряжения, которое возникнет на открытом диоде VD1. Если С2 и С4 не успеют зарядиться до смены полярности приложенного напряжения на противоположную, то этот процесс продолжится в следующий раз. Точно такая же картина будет и с цепью VD2, R и С1 С3, только при обратной полярности приложенного напряжения. В конечном итоге все 4 конденсатора зарядятся до амплитудного значения приложенного напряжения и ток через всю схему в обоих направлениях будет близким к нулю. Ну и, соответственно, вся эта схема на работу двигателя никакого влияния оказывать не будет, пока каким-то образом не будут разряжены конденсаторы. А так как в схеме отсутствуют цепи разряда конденсаторов, то последние будут длительное время представлять опасность даже после отключения от сети.
Если не прав, поправьте.

Здравствуйте, Андрей.
В первой части вашего вопроса все правильно. Только учтите, что вы рассматривает случай, когда в цепи протекает чисто постоянный ток. Он действительно не проходит через конденсатор из-за разрыва цепи между пластинами.
Однако мы рассматриваем в статье способы подключения трехфазного двигателя к однофазному питанию, где форма у тока имеет вид синусоиды. Она меняется по величине и направлению. В такой цепи конденсатор уже пропускает ток, обладая емкостным сопротивлением. Советую посмотреть по этому вопросу другую статью этого же сайта. Надеюсь, что она поможет вам разобраться в этом вопросе.

Что такое переменный ток и то, что он будет иметь место если, например, подключить обычную электрическую лампочку в розетку через конденсатор, я себе прекрасно представляю. И даже скажу более, что его величина будет тем больше, чем больше будет емкость конденсатора.
Вопрос был несколько в другом. В приведенной схеме, как по мне, оба конденсатора за несколько полупериодов зарядятся до амплитудного значения и будут в таком состоянии находится до тех пор, пока не разрядятся за счет естественных токов утечки. При этом вся эта схема ни какого дальнейшего влияния на работу электродвигателя (в отличии от использования обычного неполярного конденсатора, который постоянно перезаряжается с одной полярности на другую) уже оказывать не сможет ибо общий ток в цепи будет равен нулю. Потому она сможет лишь «толкнуть» двигатель в правильном направлении при полностью разряженных конденсаторах и на этом ее функция будет завершена. Чтобы эта схема смогла полноценно функционировать, ее необходимо дополнить цепями разряда конденсаторов, которые бы вступали в работу при смене полярности приложенного напряжения.
Надеюсь, свою мысль изложил правильно.

Андрей, мы подключаем трехфазный двигатель, который состоит из трех статорных обмоток к однофазной схеме питания.
Если рассматривать стандартную схему работы, то к каждой его обмотке подводится свое синусоидальное напряжение, сдвинутое на 120 градусов относительно других. Они формируют аналогично сдвинутые токи в этих обмотках, которые создают три магнитных потока, совместно вращающих ротор.
Весь это процесс хорошо наблюдается снятием векторной диаграммы токов и напряжений при работающем двигателе. Просто подключаем ВАФ к проводам и делаем замеры.
При однофазной схеме питания мы имеем всего одно напряжение. От него требуется создать 3 разных тока в обмотках, сдвинутые по углу на 120 градусов. Эту задачу отлично выполняет современный инвертор, но там сложная электронная схема и стоит она довольно дорого.
Бюджетным вариантом сдвига синусоиды тока относительно напряжения является использование емкости и индуктивности. При подключении конденсатора ток опережает напряжение, а дросселя — отстает. В обоих случаях угол между век торами будет не 120 градусов, а всего лишь 90.
Недостающие 30 градусов создают потери энергии. Но с этим приходится мириться.
Конденсаторная схема запуска трехфазного двигателя в однофазной сети основана как на изменении направления тока в обмотках перекоммутацией в стандартной схеме начал и концов обмоток, так и сдвигом токов за счет их пропускания через емкость от подключенного конденсатора. Этих схем разработано очень много. В статье я просто привел наиболее популярные и приемлемые.
На вопрос, как происходит заряд конденсатора от каждого положительного и отрицательного полупериода гармоники и формируется разряд (да и особенностей работы полярных и неполярных конденсаторов в таком цикле) мне сложно ответить. Извини, я простой практик. Но у меня есть друзья, которые не только преподают электротехнику в институте, но и занимаются репетиторством. Могу перенаправить им твой вопрос и попросить ответить тебе. Спрашивать?

Алексей, я ни коим образом не хочу уличить Вас в неквалифицированном подходе при освещении данного материала, а уж, тем более, в неграмотности или в не владении предметом. В Вашей квалификации я совершенно не сомневаюсь, так как Ваш глубокий уровень знаний очевиден.
Я вел речь лишь о конкретной схеме замещения обычного неполярного конденсатора, состоящей из пяти деталей: двух диодов, двух электролитических конденсаторов и резистора, приведенной Вами в данной статье. И не более того.
По поводу спрашивать или нет, считаю, что конечно же надо спросить. Дело в том, что если вдруг окажется, что мои рассуждения верны, то данную схему рекомендовать для повторения в том виде, в каком она представлена, нельзя. Тем более, в рамках этого весьма серьезного сайта.
Жаль, что у меня в данный момент нет под рукой ни двигателя, ни всех необходимых деталей, чтобы можно было убедиться на практике и сделать определенные выводы. Ну и, разумеется, утвердительное заявление по результатам эксперимента. Потому предлагаю пообщаться с теми, кто, возможно, уже имеет опыт применения данной схемы в качестве фазосдвигающего конденсатора. Думаю, это будет не только интересно, но и полезно!

Источник

Оцените статью
Частотные преобразователи
Adblock
detector