Чтобы регулировать скорость вентилятора в приточных и вытяжных системах надо уменьшить напряжение питания мотора (конечно, это неправильно, лучше использовать частотный преобразователь). Для этого используют или трансформатор, работающий в режиме автотрансформатора или симистор (тиристор).
Трансформатор работает в режиме автотрансформатора и его обмотка всегда находится под напряжением а с выходов через переключатель на мотор вентиляции подается напряжение 220в, 200в, 180в, 160в, 140в и т. д. Преимущество трансформатора регулятора скорости в том, что мотор не гудит, потому что на него поступает пониженное, но синусоидальное напряжение. В симисторных регуляторах понижение напряжение достигается косвенным путем. Путем вырезания синуса. Импульс включения симистора подается с задержкой до полупериода с помощью переменного резистора.
Поэтому начало синуса вырезается и мотор работает с пиковыми токами и постоянно при понижении оборотов гудит.
В некоторых моделях есть предохранитель (даже запасной) защищающий элементы электроники от короткого замыкания в цепи питания мотора.
Если рукоятку регулятора покрутим по часовой стрелке будет щелчок (есть варианты, где включение происходит при нажатии на рукоятку) при этом он включается и напряжение сети поступает на выход (стрелка вниз). Этот выход можно использовать для открывания воздушной заслонки.
После включения регулятора на двигатель сразу поступает минимальное напряжение регулируемое потенциометром(это и есть различие регулятора освещения и вентилятора).
Регулятор можно проверить, подключив на его вход напряжение сети 220в, а на выход вместо мотора контрольную лампу (мощность которой не превышает мощности регулятора).